Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

66.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне основного общего образования

66.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне основного общего образования.

66.11.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (удмуртском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (удмуртском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (удмуртского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (удмуртского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (удмуртскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (удмуртском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

66.11.2. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

66.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

66.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

66.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

66.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (удмуртском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

66.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

66.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

66.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

66.11.3. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

66.11.3.1. Общие сведения о языке:

характеризовать удмуртский язык как национальный язык удмуртского народа;

высказываться о роли родного удмуртского языка в жизни общества и государства, в жизни человека;

осознавать важность бережного отношения к родному языку.

66.11.3.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

характеризовать понятия "язык" и речь";

понимать коммуникативные цели говорящего в разных ситуациях общения, использовать в диалогической и монологической речи языковые средства, речевые этикетные формулы с учетом речевой ситуации;

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом;

создавать устные и письменные монологические и дилогические высказывания разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;

понимать содержание прочитанных и прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка; пользоваться словарями удмуртского языка.

66.11.3.3. Текст:

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (повтор слова, местоимения, наречия, синонимы, союзы, однокоренные слова, глаголы с близким лексическим значением в одной и той же временной форме), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

распознавать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи: повествование, описание, рассуждение;

проводить анализ композиционных особенностей, микротем и абзацев текста, способов и средств связи предложений в тексте (в рамках изученного);

характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, основной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности), с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи в практике создания текста (в рамках изученного);

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с использованием собственного жизненного и читательского опыта, сюжетную картину;

работать с текстом: составлять план (назывной, тезисный, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, подробно и сжато передавать содержание прочитанного или прослушанного текста (в том числе с изменением лица рассказчика), извлекать информацию из различных источников (в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы) и использовать ее в учебной деятельности;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

редактировать собственные тексты с использованием знаний норм современного удмуртского литературного языка.

66.11.3.4. Система языка.

66.11.3.4.1. Синтаксис и пунктуация:

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса, проводить синтаксический разбор словосочетаний;

распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), характеризовать их интонационные и смысловые особенности;

определять грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), определять и характеризовать морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже) и сказуемого (глаголом, именем существительным в именительном падеже, именем прилагательным, именем числительным);

различать виды второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство) и средства их выражения (в рамках изученного), распознавать предложения по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);

распознавать простые неосложненные предложения, простые предложения, осложненные однородными членами (без союзов, с союзами но (и, но), яке (или), оло (или), в том числе с обобщающим словом при однородных членах, обращением;

проводить синтаксический анализ простых (в том числе осложненных) предложений, проводить пунктуационный анализ простых и сложных предложений (в рамках изученного);

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

соблюдать при письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, союзами но (и, но), яке (или), оло (или), с обобщающим словом при однородных членах, с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами но (но, а), ке (если), ке но (даже если), нош (а), шуыса (что).

66.11.3.4.2. Лексика:

объяснять лексическое значение слова разными способами (определение значения слова по контексту, с помощью словаря, подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов);

различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, распознавать прямое и переносное значение слова;

пользоваться лексическими словарями;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией.

66.11.3.4.3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.

характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие), понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

соблюдать нормы произношения слов, постановки в них ударения (в рамках изученного);

оперировать понятием "орфограмма", распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания букв Рисунок 3763 и э, букв е, е, ю, я, буквы й, разделительных ъ и ь знака, аффрикат Рисунок 3764, Рисунок 3765, Рисунок 3766, сочетаний Рисунок 3767, тч, дс, тс, обозначения при письме твердости и мягкости согласных, переноса слов со строки на строку;

проводить фонетический разбор слов;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка; пользоваться словарями.

66.11.3.4.4. Морфемика. Словообразование:

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка (в рамках изученного);

распознавать однозначно выделяемые морфемы в слове (корень, суффикс, приставку), формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять основу слова;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов (в рамках изученного), делить слова на морфемы;

определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение основ);

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов, в правописании а, о, э и я, е, е после основы слова, оканчивающейся на гласный звук, звонких согласных в корне слова, сложных слов (слитное и дефисное написание).

66.11.3.5. Язык и культура:

высказываться об отражении в удмуртском языке удмуртской национальной и общероссийской культуры, приводить примеры;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру (в рамках изученного).

66.11.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

66.11.4.1. Общие сведения о языке.

характеризовать основные отличия удмуртского литературного языка и диалектов (в рамках изученного).

66.11.4.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему с использованием прочитанного текста, схемы;

понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов;

участвовать в диалогах на различные темы;

использовать в диалогической и монологической речи языковые средства, речевые этикетные формулы с учетом речевой ситуации;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями.

66.11.4.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;

определять смысловые части (микротемы) текста и абзацы;

осуществлять информационную переработку текста: составлять сложный план текста, воспроизводить содержание текста в письменной форме;

выявлять способы (последовательная и параллельная связь) и средства связи предложений в тексте (в рамках изученного);

устанавливать принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи: повествование, описание, рассуждение (в рамках изученного), характеризовать особенности рассказа как вида повествования;

определять принадлежность текста к определенному стилю речи (в рамках изученного);

применять знания о функционально-смысловых типах и стилях речи в практике создания собственного текста, создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с использованием знаний о типах и стилях речи, о нормах современного удмуртского литературного языка.

66.11.4.4. Система языка.

66.11.4.4.1. Лексика:

различать слова с точки зрения их происхождения: исконно удмуртские и заимствованные слова;

различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы);

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: устаревшие слова (историзмы и архаизмы), неологизмы;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; использовать словари удмуртского языка для точного, уместного и выразительного словоупотребления;

66.11.4.4.2. Морфология:

различать части речи самостоятельные и служебные (в рамках изученного).

Имя существительное:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные;

склонять имена существительные;

определять способы образования имен существительных;

соблюдать правила правописания сложных имен существительных;

осуществлять морфологический анализ имен существительных.

Имя прилагательное:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

различать степени сравнения имен прилагательных (положительную, сравнительную, превосходную);

распознавать и употреблять в речи имена прилагательные с выделительными суффиксами;

характеризовать особенности словообразования имен прилагательных;

соблюдать нормы правописания сложных имен прилагательных (слитное и дефисное написание), имен прилагательных, заимствованных из русского языка;

осуществлять морфологический анализ имен прилагательных.

Имя числительное:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного, объяснять его роль в речи;

различать числительные количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые;

распознавать имена числительные простые и составные;

правильно использовать падежные формы имен числительных в речи;

соблюдать нормы правописания имен числительных;

осуществлять морфологический анализ имен числительных;

Местоимение:

определять общее грамматическое значение местоимения, объяснять его роль в речи, различать разряды местоимений, характеризовать морфологические признаки и синтаксические функции местоимений разных разрядов;

осуществлять морфологический анализ местоимений.

Глагол:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в речи;

распознавать неопределенную форму глагола, возвратные глаголы, глаголы однократного и многократного вида;

определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, повелительном, условном наклонении;

определять спряжение глагола, образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов, изменять глаголы по лицам, числам;

различать личные и безличные глаголы;

распознавать отрицательные глаголы, вспомогательные глаголы;

характеризовать способы словообразования глаголов;

осуществлять морфологический анализ глагола.

66.11.4.5. Язык и культура:

использовать устойчивые формулы речевого этикета с учетом официальной и неофициальной речевой ситуации;

использовать местоимения "ты" и "вы" в функции обращения в удмуртском речевом этикете;

сопоставлять используемые этикетные формулы удмуртского языка с аналогичными средствами русского языка, других языков народов России, иностранных языков;

оценивать использование устойчивых формул речевого этикета в официальной и неофициальной речевой ситуации.

66.11.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка.

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

66.11.5.1. Общие сведения о языке:

характеризовать удмуртский язык как один из языков уральской языковой семьи (в рамках изученного).

66.11.5.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

характеризовать различия диалога, монолога и полилога, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

использовать различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) с учетом поставленных целей;

понимать содержание прочитанных и прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для текста;

создавать устные и письменные монологические и диалогические тексты разной коммуникативной направленности, стилей и типов на основе жизненных наблюдений, чтения научно-популярной, художественной литературы;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями удмуртского языка.

66.11.5.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, выделять микротемы, ключевые слова, способы и средства связи предложений и частей текста, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, стилю речи (в рамках изученного);

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров, создавать тексты публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), употребления языковых средств выразительности в текстах официально-делового стиля, нормы построения текстов официально-делового стиля, создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объявление);

создавать тексты различных функционально-смысловых стилей речи (повествование, описание, рассуждение) с использованием жизненного и читательского опыта, сюжетной картины;

работать с текстом составлять план с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, подробно и сжато передавать содержание прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность) с использованием знаний норм современного удмуртского литературного языка;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

66.11.5.4. Система языка.

66.11.5.4.1. Лексика и фразеология:

характеризовать фразеологизмы, их признаки и значение, различать от свободных сочетаний слов;

распознавать фразеологизмы в тексте, объяснять значение фразеологизма разными способами;

применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике, осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией.

66.11.5.4.2. Морфология.

Причастие:

распознавать признаки глагола и имени прилагательного в причастии, образовывать причастия от глаголов;

распознавать причастия и причастные обороты в тексте;

конструировать предложения с причастием и причастным оборотом с соблюдением правил пунктуационного оформления предложений;

использовать причастия и причастные обороты в устной и письменной речи;

соблюдать нормы пунктуационного оформления предложений с причастием и причастным оборотом;

осуществлять морфологический анализ причастия.

Деепричастие:

распознавать признаки глагола и наречия в деепричастии, образовывать деепричастия от глаголов;

распознавать деепричастия и деепричастные обороты в тексте;

конструировать предложения с деепричастием и деепричастным оборотом с соблюдением правил пунктуационного оформления предложений;

использовать деепричастия и деепричастные обороты в устной и письменной речи;

соблюдать нормы пунктуационного оформления предложений с деепричастием и деепричастным оборотом;

осуществлять морфологический анализ деепричастия.

Наречие:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции наречия, распознавать наречия в тексте;

различать разряды наречий по значению: наречия места, наречия времени, наречия причины и цели, наречия образа действия, наречия количества, меры и степени;

различать степени сравнения наречий (сравнительная, превосходная);

определять способы образования наречий;

соблюдать нормы правописания наречий;

осуществлять морфологический анализ наречий.

Слова категории состояния:

определять слова категории состояния;

распознавать слова категории состояния в тексте;

осуществлять морфологический анализ слов категории состояния.

Служебные части речи.

Послелог:

определять послелог как служебную часть речи, различать послелоги от других частей речи;

распознавать послелоги в тексте, употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы правописания послелогов с именем существительным, именем числительным, местоимением.

Предлог:

определять предлог как служебную часть речи, различать предлоги от других частей речи;

распознавать предлоги в тексте, употреблять предлоги в устной и письменной речи;

соблюдать нормы правописания предлогов.

Союз:

определять союз как служебную часть речи, различать союзы от других частей речи, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

распознавать сочинительные союзы и группы сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные), определять особенности их использования (в рамках изученного);

распознавать подчинительные союзы и группы подчинительных союзов (союзы времени, причины, условные, цели, изъяснительные, уступительные, сравнительные.), определять особенности их использования (в рамках изученного);

распознавать сочинительные и подчинительные союзы в тексте;

употреблять союзы в речи, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в предложениях с союзами.

Частица:

определять частицу как служебную часть речи, различать частицы от других частей речи;

распознавать разряды частиц по значению: вопросительные, эмоциональноэкспрессивные, усилительные, утвердительные, отрицательные, указательные, ограничения, повелительные;

распознавать частицы в тексте, соблюдать нормы правописания частиц (дефисное, раздельное, слитное), постановки знаков препинания в предложениях с частицами, употреблять частицы в речи.

Междометия:

определять междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению: эмоциональные, просьбы и повеления, этикетные, объяснять роль междометий в речи;

распознавать междометия в тексте, употреблять междометия в устной и письменной речи;

соблюдать нормы постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

Звукоподражательные слова:

определять звукоподражания как особую группу слов, различать группы звукоподражательных слов по значению, объяснять роль звукоподражательных слов в речи;

распознавать звукоподражательные слова в тексте, употреблять звукоподражательные слова в устной и письменной речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы постановки знаков препинания в предложениях со звукоподражательными словами.

66.11.5.4.3. Омонимия слов разных частей речи:

распознавать омонимию слов разных частей речи в тексте;

использовать грамматические омонимы в речи.

66.11.5.5. Язык и культура:

выявлять взаимосвязь языка, истории народа и культуры на основе прочитанного (или прослушанного) текста (в рамках изученного), формулировать выводы об отражении истории народа, культуры в языке;

приводить примеры, отражающие национальное своеобразие, богатство, изобразительность родного удмуртского языка.

66.11.6. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

66.11.6.1. Общие сведения о языке:

характеризовать удмуртский язык как один из финно-угорских языков.

66.11.6.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

характеризовать речевую ситуацию;

работать с текстом (прогнозировать содержание текста по началу или концовке текста, заголовку, ключевым словам, выявлять основную мысль текста, подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов в устной и письменной речи;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

характеризовать виды речевой деятельности;

создавать монологические и диалогические тексты (на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы), представлять сообщение в виде презентации, таблицы, схемы;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями удмуртского языка.

66.11.6.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, средств и способов связи предложений и частей текста, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, стилю речи (в рамках изученного);

различать лексические, морфологические, синтаксические средства связи предложений в тексте;

работать с текстом: составлять план с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, подробно и сжато передавать содержание прочитанного или прослушанного текста (в том числе с изменением лица рассказчика), извлекать информацию из различных источников (в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы) и использовать ее в учебной деятельности;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы.

66.11.6.4. Система языка.

66.11.6.4.1. Лексика и фразеология:

различать омонимы, омоформы, омофоны;

распознавать синонимы и использовать их в тексте;

распознавать в тексте фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова, определять их значение;

использовать в устной и письменной речи лексические средства в соответствии с речевой ситуацией;

использовать лингвистические словари и справочники.

66.11.6.4.2. Синтаксис.

Словосочетание:

характеризовать синтаксис как раздел грамматики;

определять словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

распознавать словосочетания по типу связи слов в словосочетании: сочинительные (по морфологическому признаку главного слова: глагольные, именные, наречные) и подчинительные (согласование, управление, примыкание, изафет);

применять нормы построения словосочетаний;

осуществлять синтаксический анализ словосочетаний.

Простое предложение:

определять двусоставные предложения по наличию главных членов предложения;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов (распространенные, нераспространенные);

проводить синтаксический анализ предложений.

Главные члены предложения:

определять в предложении подлежащее и сказуемое;

определять средства выражения подлежащего;

различать виды сказуемого и способы их выражения;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

проводить синтаксический анализ предложений;

применять знания о средствах выражения подлежащего, видах сказуемого и нормах согласования сказуемого с подлежащим в речевой практике.

Второстепенные члены предложения:

определять второстепенные члены в предложении;

различать виды второстепенных членов предложения (прямые и косвенные дополнения, распространенные и нераспространенные определения, приложение как особый вид определения, виды обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени);

употреблять второстепенные члены предложения в практике создания устных и письменных текстов;

проводить синтаксический анализ предложений с второстепенными членами.

Односоставные предложения:

определять односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;

различать виды односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);

моделировать односоставные предложения разных видов, полные и неполные предложения, использовать их в устной и письменной речи с соблюдением пунктуационного и интонационного оформления;

проводить синтаксический анализ односоставных предложений.

Предложения полные и неполные:

различать полные и неполные предложения;

соблюдать нормы постановки тире в неполном предложении;

использовать полные и неполные предложения в речи;

проводить синтаксический анализ полных и неполных предложений.

Предложения с однородными членами:

распознавать предложения, осложненные однородными членами предложения, в том числе с обобщающим словом при однородных членах;

определять признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь), находить обобщающие слова при однородных членах;

использовать в речи предложения с однородными членами предложения;

проводить синтаксический анализ предложений с однородными членами.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями:

распознавать в тексте обращения, вводные и вставные конструкции;

различать группы вводных слов по значению, различать вводные и вставные конструкции;

соблюдать нормы построения предложений и постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными и вставными конструкциями;

проводить синтаксический анализ предложений с обращениями, вводными и вставными конструкциями.

Предложения с обособленными второстепенными членами:

различать виды обособленных второстепенных членов предложения (определения распространенные и нераспространенные, приложения, обстоятельства (в том числе уточняющие), деепричастные обороты, отглагольные и сравнительные обороты, обороты с послелогами);

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами;

проводить синтаксический анализ предложений с обособленными второстепенными членами предложения;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

66.11.6.5. Язык и культура:

распознавать пословицы и поговорки в тексте, объяснять их значение (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи;

иметь представление о взаимосвязи культур народов России на примерах пословиц и поговорок.

66.11.7. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

66.11.7.1. Общие сведения о языке:

иметь представление о развитии удмуртского языка в современном мире; рассуждать о значимости изучения родного и других языков, приводить примеры.

66.11.7.2. Язык. Речь. Речевая деятельность.

создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

принимать участие в учебной дискуссии, воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, выражать свою точку зрения, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;

использовать различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое;

понимать содержание прослушанных или прочитанных текстов: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями.

66.11.7.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, цельности и относительной законченности, выделять микротемы и абзацы в тексте, ключевые слова, способы и средства связи предложений в тексте;

представлять содержание учебного текста в виде таблицы, схемы, дополнять недостающую информацию схемы (таблицы), представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

устанавливать принадлежность текста (его фрагментов) к функциональносмысловому типу речи;

характеризовать сферу употребления, функции, языковые особенности разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей речи;

распознавать и характеризовать особенности художественного стиля в сравнении с другими стилями речи, сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении;

анализировать текст с точки зрения его принадлежности текста к определенному стилю речи (в рамках изученного);

создавать письменные тексты разных функционально-смысловых типов и стилей речи;

редактировать собственные и чужие тексты с использований знаний основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, стилей речи, норм современного удмуртского литературного языка.

66.11.7.4. Система языка.

66.11.7.4.1. Лексика и фразеология:

характеризовать словарный состав удмуртского языка;

распознавать фразеологизмы, определять их значение, речевую ситуацию употребления;

выявлять особенности использования лексических средств в тексте;

использовать словари удмуртского языка;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией.

66.11.7.4.2. Синтаксис.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение:

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения;

распознавать сложносочиненное предложение и характеризовать его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, средства связи частей сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать грамматическую синонимию сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами;

употреблять сложносочиненные предложения в речи;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение:

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, распознавать сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

распознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами;

понимать особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи, применять основные нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений.

Бессоюзное сложное предложение:

распознавать бессоюзное сложное предложение и характеризовать его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

понимать явления грамматической синонимии бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений;

понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи, применять основные нормы постановки знаков препинания в них;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи:

распознавать и характеризовать сложные предложения с разными видами связи;

употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи;

применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи:

распознавать прямую и косвенную речь;

выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;

применять разные способы включения цитат в высказывание;

применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, с цитатами;

применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

66.11.7.5. Язык и культура:

иметь представление о текстах с точки зрения отражения в них традиций и обычаев удмуртской культуры;

выявлять общее и специфическое в культурах русского, удмуртского и других народов России народов на примере текстов о традициях и обычаях;

выявлять единицы с национально-культурным компонентом значения, объяснять их значение.