Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

77.10. Содержание обучения в 9 классе

77.10. Содержание обучения в 9 классе.

77.10.1. Рисунок 5369 (Книга - источник знаний).

Книга - источник знаний. "Один язык - один ум, два языка - два ума, три языка - три ума. Будьте умными" (И. Яковлев).

77.10.2. Рисунок 5370 (Природа - основа жизни).

Человек и природа. Растительный и животный мир республики. Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики. Животные и растения, занесенные в Красную книгу. Забота о здоровье и его укреплении.

Повторение и закрепление правил ударения в собственно чувашских и заимствованных словах.

Специфика чувашского сингармонизма. Причины нарушения гармонии гласных в чувашском языке.

Нормы чувашского литературного языка.

Фонетический анализ слов.

77.10.3. Професси Рисунок 5371 (Мир профессий).

Профессии и специальности. Профессии родных и знакомых. Выбор профессии. Мастера прикладного искусства. Современные достижения науки и практики.

Повторение и закрепление состава чувашского алфавита.

Основные орфографические принципы в чувашском языке.

Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Употребление строчной и прописной букв.

Использование орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографической и пунктуационной компетентности обучающихся.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и цели.

77.10.4. Рисунок 5372 (Мораль и этика в поведении человека).

Культура межличностных отношений. Дружба между народами. Нравственные ценности разных народов. Духовно-нравственные ценности современного общества.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова (повторение).

Синонимы, антонимы, омонимы.

Исконно чувашские и заимствованные слова. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Фразеологизмы.

Использование толковых, фразеологических, переводных русско-чувашских и чувашско-русских словарей, словарей синонимов, антонимов и омонимов.

77.10.5. Рисунок 5373 ытарайми Рисунок 5374 (Из глубины веков).

Обычаи и традиции чувашского народа. Предметы прикладного искусства. Мужская и женская национальная одежда. Памятники истории.

Повторение и закрепление раздела "Морфемика и словообразование".

Корень и основа.

Словообразующие и словоизменительные аффиксы.

Основные способы образования слов в чувашском языке. Образование слов при помощи аффиксов.

Однокоренные слова. Парные, повторяющиеся и сложные слова.

Основные различия в строении слов в чувашском и русском языках.

Разбор слова по составу.

77.10.6. Рисунок 5375 (Выдающиеся люди Чувашии).

Выдающиеся люди Чувашии: поэты и писатели, ученые-лингвисты, историки, художники, спортсмены.

Повторение и закрепление раздела "Морфология".

Классификация частей речи. Основные грамматические категории частей речи в чувашском языке.

Самостоятельные и служебные части речи, их семантические, морфологические и синтаксические особенности.

77.10.7. Рисунок 5376 (Любимый чувашский край).

Чувашский язык - родной язык чувашского народа. Чувашия - мой любимый край. Население Чувашии. История и современность чувашского народа. Народы, проживающие в Чувашской Республике.

Повторение и закрепление раздела "Синтаксис".

Главное и зависимое слова в словосочетании. Классификация словосочетаний по характеру главного слова: глагольные, именные, наречные. Способы связи слов в словосочетании. Простые и сложные словосочетания.

Грамматическая основа предложения.

Двусоставные и односоставные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения. Простое осложненное предложение.

77.10.8. Рисунок 5377 (Россия - моя Родина!)

Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Крупные города, достопримечательности страны. Россия - многонациональное государство. Дружба народов. Культура разных народов России.

Понятие о сложном предложении, его отличие от простого предложения.

Связь частей сложного предложения с помощью интонации.

Способы связи частей сложного предложения с помощью союзов и союзных слов.

Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Интонация в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях.

Стили речи (ознакомительно).