Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

63.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования

63.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования.

63.11.1. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (татарском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (татарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (татарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (татарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

63.11.2. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

63.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

63.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

63.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

63.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (татарском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

63.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

63.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

63.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

63.11.3. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;

понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке;

письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;

владеть видами устной и письменной речи;

различать понятия "язык" и "речь", виды речи и формы речи: диалог и монолог;

определять значение закона сингармонизма, различать небную и губную гармонию;

применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, е, ю, я;

различать ударный слог, логическое ударение;

правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;

правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;

проводить фонетический анализ слова;

использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы;

распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;

различать исконные слова, арабско-персидские, европейские, русские заимствования;

выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;

различать формообразующие и словообразующие аффиксы;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

различать части речи: самостоятельные и служебные;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять категорию падежа и принадлежности в именах существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;

склонять личные местоимения по падежам;

распознавать указательные местоимения;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи;

образовывать временные формы изъявительного наклонения глагола;

различать спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;

проводить морфологический анализ изученных частей речи;

различать послелоги и послеложные слова;

употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;

распознавать частицы;

распознавать союзы;

находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

определять орфографические ошибки и исправлять их;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

соблюдать интонацию, осуществлять выбор и организацию языковых средств и самоконтроль своей речи.

63.11.4. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;

подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;

воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстов и видеотекстов;

читать и находить нужную информацию в текстах;

определять тему и основную мысль текста;

корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

писать тексты с использованием картинок, произведений искусства;

составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;

давать полную характеристику гласным звукам;

распознавать виды гармонии гласных;

правильно употреблять звук ['] (гамза);

определять качественные характеристики согласных звуков;

определять правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков, правописание букв ъ и ь;

использовать словарь синонимов и антонимов;

проводить лексический анализ слова;

образовывать однокоренные слова;

склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;

распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные местоимения;

распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);

распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);

определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонений глагола;

употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;

находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;

находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);

находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в речи;

проводить синтаксический анализ простого предложения;

ставить знаки препинания в простом предложении;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы татарского литературного языка.

63.11.5. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;

понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности деления на абзацы;

давать развернутые ответы на вопросы;

проводить сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков;

проводить сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков;

правильно ставить ударение в заимствованных словах;

работать с толковым словарем татарского языка;

распознавать неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;

определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);

распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели),

выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;

применять способы передачи чужой речи;

распознавать прямую и косвенную речь;

формулировать предложения с прямой речью;

преобразовывать прямую речь в косвенную речь;

определять признаки сложного предложения;

различать и правильно строить простое и сложное предложения с сочинительными союзами.

63.11.6. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;

определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа;

составлять собственные тексты по заданным заглавиям;

проводить краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;

использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;

присоединять окончания к заимствованиям;

определять случаи субстантивации прилагательных;

изменять субстантивированные имена прилагательные по падежам;

различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения;

выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения;

определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;

распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;

выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);

ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

представлять родную страну и культуру на татарском языке;

понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи.

63.11.7. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке;

извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами;

определять профессиональную лексику;

выявлять устаревшие слова;

распознавать неологизмы;

различать способы словообразования в татарском языке (корневые, производные, составные, парные слова);

определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;

распознавать предикативные слова;

употреблять стилистически окрашенную лексику;

определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический);

сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков.