Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

24.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку на уровне основного общего образования

24.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку на уровне основного общего образования.

24.11.1. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (адыгейском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (адыгейском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (адыгейского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (адыгейского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (адыгейскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (адыгейском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

24.11.2. В результате изучения родного (адыгейского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, навыки совместной деятельности.

24.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

24.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

24.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

24.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (адыгейском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

24.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

24.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

24.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

24.11.3. Предметные результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку. К концу 5 класса обучающийся научится:

характеризовать язык как средство общения, осознавать значимость владения родным языком;

понимать роль адыгейского языка как государственного языка Республики Адыгея;

ориентироваться в основных разделах и характеризовать основные единицы адыгейского языка;

определять типы речи;

характеризовать фонетику как раздел науки о языке;

классифицировать гласные и согласные звуки адыгейского языка;

различать способы образования звуков адыгейского языка, классифицировать согласные звуки по способу и месту образования;

соблюдать правила орфоэпии и осознавать важность их соблюдения в речи;

пользоваться орфоэпическими словарями;

учитывать особенности произношения слов, заимствованных из русского языка;

выделять слоги в слове, объяснять правила постановки ударения в слове;

осуществлять фонетический разбор слов;

характеризовать графику как раздел науки о языке;

соотносить звуки и буквы в словах, определять звуки, обозначаемые несколькими разными знаками;

отрабатывать правила употребления букв дж, кI, г, хь, и, о, е;

давать определение лексикологии как разделу науки о языке, определять понятие "словарный запас";

определять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слов, владеть способами переноса значения;

характеризовать литературный язык и диалекты, описывать особенности диалектов адыгейского языка;

владеть понятиями "профессионализмы", "жаргонизмы";

применять изученные правила адыгейского речевого этикета;

пользоваться толковым словарем адыгейского языка;

различать исконно адыгейские слова и заимствования, находить интернациональные слова и давать их характеристику;

характеризовать неологизмы и устаревшие слова;

употреблять в речи синонимы, антонимы, пользоваться словарями синонимов и антонимов, определять омонимы адыгейского языка;

выделять фразеологизмы, использовать фразеологические словари;

объяснять структурно-семантическое различие между пословицами, поговорками и фразеологизмами;

выделять крылатые выражения и объяснять их;

работать с этимологическим словарем;

проводить лексический разбор слов;

писать рассказ-описание, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сжатое изложение, аннотацию;

характеризовать синтаксис как раздел языка, объяснять роль пунктуации, различать знаки препинания и их функции;

характеризовать словосочетания, делить их на классы и виды, определять главное и зависимое слова в словосочетании;

выполнять синтаксический разбор словосочетаний;

характеризовать предложения, объяснять различия между словосочетанием и предложением;

составлять предложения разных видов;

выявлять особенности простых предложений;

выделять грамматическую основу предложений, находить второстепенные члены предложения;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

выделять в предложении однородные члены;

характеризовать предложения с обращениями;

правильно употреблять знаки препинания в предложения разных типов;

проводить синтаксический анализ простого предложения;

различать простые и сложные предложения;

владеть правилами построения диалога, определять основные признаки монолога и диалога;

объяснять различия между языком и речью;

объяснять, почему слово является важнейшей единицей языка;

характеризовать типы речи по форме использования языка, условиям и задачам общения, по обобщенному значению (повествование, описание, рассуждение).

24.11.4. Предметные результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку. К концу 6 класса обучающийся научится:

определять значение изучения родного языка;

характеризовать морфемику как раздел науки о языке;

определять различные морфемы в словах, выделять однокоренные слова;

выявлять особенности словообразования различных частей речи;

определять производные и непроизводные основы, словообразующие и формообразующие аффиксы;

владеть основными понятиями орфографии, отрабатывать правила орфографии, в том числе правила переноса слов;

объяснять правила написания гласных букв в приставках и суффиксах;

применять правила написания сложных слов (слитное, дефисное, раздельное);

выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов;

владеть информацией о лингвистических словарях;

характеризовать морфологию как раздел языкознания;

различать самостоятельные и служебные части речи;

характеризовать имена существительные, называть их грамматические признаки;

различать имена существительные, указывающие на человека и другие предметы и явления, различать собственные и нарицательные имена существительные;

различать определенные и неопределенные имена существительные;

характеризовать значения падежей, изменять имена существительные по падежам;

склонять собственные имена существительные и имена существительные с притяжательными приставками;

находить в предложениях имена существительные, употребляемые в форме только единственного или только множественного числа;

применять на практике правила образования и правописания имен существительных;

выполнять морфологический разбор имен существительных;

характеризовать имя прилагательное как часть речи, объяснять общее грамматическое значение, определять морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных;

различать качественные и относительные имена прилагательные;

склонять имена прилагательные;

образовывать степени сравнения качественных имен прилагательных, правильно употреблять в речи сравнительную и превосходную степени имен прилагательных;

применять правила написания имен прилагательных;

производить морфологический разбор имен прилагательных;

характеризовать роль и значение имен числительных, называть их функции в предложении;

определять разряды имен числительных, выявлять дробные и кратные числительные;

изменять имена числительные по падежам;

применять правила написания имен числительных;

выполнять морфологический разбор имен числительных;

определять общее грамматическое значение местоимений и их функции в предложении;

заменять существительные местоимениями в речи;

различать разряды местоимений; правильно писать местоимения;

выполнять морфологический разбор местоимений;

писать сочинение-рассуждение, изложение-повествование, изложение-описание, рассказ-описание, подготавливать и защищать презентации, писать рефераты;

различать типы монолога; составлять, оформлять и воспроизводить различные виды диалога.

24.11.5. Предметные результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку. К концу 7 класса обучающийся научится:

характеризовать адыгейский язык как развивающееся явление;

объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории адыгейского народа;

рассуждать о значении родного языка и его влиянии на формирование личности;

характеризовать глагол как часть речи, определять функции глагола в предложении;

определять масдар как особую форму глагола;

различать переходные и непереходные глаголы, изменять переходные глаголы по лицам;

различать динамические и статические глаголы;

различать финитные и инфинитные глаголы, образовывать инфинитные глаголы при помощи различных суффиксов;

образовывать временные формы глаголов (настоящее, прошедшее, будущее времена);

различать наклонения глаголов (изъявительное, повелительное, условное, сослагательное);

образовывать и употреблять отрицательную и вопросительную формы глагола;

образовывать глаголы с помощью префикса фэ-, образовывать двуличные непереходные глаголы с помощью префикса союзности дэ-, образовывать глаголы с помощью префикса е-, образовывать глаголы при помощи других приставок;

правильно употреблять суффиксы глаголов;

выполнять морфологический разбор глагола;

характеризовать причастие как часть речи, выявлять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять функции причастия в предложении;

образовывать формы причастий, правильно писать причастия;

выполнять морфологический разбор причастий;

характеризовать деепричастие как особую форму глагола, выделять глагольные и наречные признаки деепричастия, определять общее грамматическое значение и роль деепричастий в предложении;

использовать различные способы образования деепричастий, образовывать отрицательные деепричастия;

владеть правилами написания деепричастий;

выполнять морфологический разбор деепричастий;

характеризовать наречие как часть речи, определять общее грамматическое значение наречия, различать группы наречий по значению;

объяснять способы образования наречий;

образовывать сравнительную степень наречий;

применять правила написания наречий;

проводить морфологический разбор наречий;

характеризовать служебные части речи и различать их виды (послелоги, союзы, частицы, междометия и звукоподражания), определять функции служебных частей речи, находить их в текстах, правильно писать и употреблять в устной речи;

проводить морфологический разбор различных служебных частей речи;

создавать опорный конспект;

различать типы монолога, самостоятельно моделировать различные типы монолога на заданные темы;

составлять диалоги различных типов (с использованием конкретных частей речи, изученной лексики).

24.11.6. Предметные результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку. К концу 8 класса обучающийся научится:

характеризовать процесс формирования адыгейского литературного языка, объяснять значение родного языка в жизни народа, его влияние на становление личности;

приводить сведения об адыгейских ученых-лингвистах;

выявлять черты родства между адыгейским и другими языками абхазо-адыгской семьи;

классифицировать словосочетания по характеру главного слова, находить главное и зависимое слова в словосочетании, различать простые и сложные словосочетания;

моделировать и употреблять в речи словосочетания с разными способами связи слов;

выполнять синтаксический разбор словосочетаний;

различать двусоставные и односоставные предложения, классифицировать односоставные предложения в зависимости от главного члена;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

характеризовать главные члены предложения, выявлять способы выражения подлежащего, различать сказуемые разных типов;

устанавливать правильный порядок слов в предложении;

характеризовать второстепенные члены предложения, различать их виды;

правильно употреблять в речи полные и неполные предложения, проводить их анализ;

различать осложненные предложения и неосложненные предложения;

выражать однородные члены одинаковыми и различными частями речи, описывать способы их связи в предложении, употреблять необходимые знаки препинания;

характеризовать предложения с обращениями, объяснять значение интонации, обособлять обращения в предложениях;

выделять разновидности обособленных членов предложения, моделировать предложения с обособленными членами, правильно употреблять знаки препинания при обособленных членах;

подготавливать научное сообщение и выступать с ним;

составлять монологи и диалоги различных типов, работая в парах и группах, оценивать диалоги других обучающихся.

24.11.7. Предметные результаты освоения программы по родному (адыгейскому) языку. К концу 9 класса обучающийся научится:

осознавать адыгейский язык как форму выражения национальной культуры, оценивать связь родного языка с историей народа, определять национально-культурную специфику адыгейского языка;

описывать периоды формирования адыгейского литературного языка;

характеризовать процесс создания и развития адыгейской письменности;

моделировать предложения с однородными членами, давать их полную характеристику;

определять вводные слова и вставные конструкции и правильно оформлять их при письме;

анализировать инфинитные конструкции разных типов;

определять особенности сложного предложения, классифицировать сложные предложения; объяснять роль интонации в связи частей сложного предложения;

различать союзы и союзные слова, связывающие части сложных предложений;

различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, произносить предложения с соответствующей интонацией и ставить знаки препинания с использованием правил пунктуации в сложных предложениях, проводить подробный анализ разных типов сложных предложений;

классифицировать бессоюзные сложные предложения по значению, правильно ставить знаки препинания в них;

оформлять прямую речь при письме, переводить прямую речь в косвенную, косвенную - в прямую, письменно оформлять цитаты;

создавать монологи и диалоги разных видов на заданные темы, презентовать их;

писать подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста;

перечислять основные языковые нормы адыгейского языка (в пределах изученного);

пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;

различать стили речи, создавать тексты различных стилей.