Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

60.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне основного общего образования

60.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне основного общего образования.

60.11.1. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (селькупском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (селькупском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (селькупского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (селькупского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (селькупскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый и безопасный образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

60.11.2. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

60.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

60.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

60.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

60.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (селькупском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта.

60.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

60.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость.

60.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды.

60.11.3. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать язык как средства общения, владения родным языком как признака принадлежности народности;

анализировать строение словосочетаний, устанавливать связь между словами и составлять словосочетания с учетом норм лексической и грамматической сочетаемости слов;

понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, характеризовать предложения по цели высказывания, устанавливать связь между членами предложения по вопросам, определять правильный порядок слов в предложении и составлять монологическое высказывание по типу рассуждения;

анализировать образцы текстов, содержащих дополнение, определение, обстоятельства разных групп, выполнять по плану синтаксический разбор предложения;

выразительно читать предложения с прямой речью разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, образцы диалогической и монологической речи и инсценировать диалоги (по выбору обучающихся);

анализировать звучащую речь, обозначать звуки в транскрипции (без использования термина), использовать алфавит селькупского языка при поиске информации в учебнике, словарях;

соблюдать основные орфоэпические нормы литературного родного (селькупского) языка (в рамках изученного);

работать с толковым словарем, различать омонимы и многозначные слова, осмыслять роль использования в речи синонимов, антонимов;

использовать слова в речи с соблюдением основных лексических норм литературного родного (селькупского) языка (в рамках изученного);

распознавать части речи, давать характеристику частей речи по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, выполнять морфологический разбор частей речи;

грамотно писать слова различных частей речи, орфограммы в них с соблюдением орфографических правил (в рамках изученного);

систематизировать с помощью учителя ранее изученные материалы.

60.11.4. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

осознавать историю изучения селькупского языка, создания селькупской письменности;

работать с лексическими единицами, многозначными словами, синонимами, антонимами, распознавать в речи диалектизмы, заимствованные слова, устаревшую лексику и фразеологизмы на селькупском языке;

понимать и объяснять фонетическую особенность верхнетолькинского диалекта, диалектные особенности лексики тазовского наречия, находить слова в словарях и текстах;

осуществлять склонение, словообразование имен существительных (лично-притяжательных форм существительного);

распознавать признаки прилагательного, находить их в тексте, определять степени сравнения имен прилагательных, осуществлять словообразование имен прилагательных;

различать, группировать имена числительные по разрядам (количественные, порядковые, собирательные, дробные числительные, простые, сложные, производные, составные числительные), правильно употреблять их в речи;

давать определение местоимению, находить его в тексте, склонять личные местоимения, распознавать их (лично-определительные, возвратные, вопросительные, указательные, неопределенные, определительные местоимения);

определять вид (переходной, непереходной), наклонения (изъявительное, условное, сослагательное, повествовательное) глаголов, спрягать глаголы;

распознавать признаки наречий;

систематизировать с помощью учителя ранее изученные материалы.

60.11.5. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

составлять план теоретического текста;

использовать глаголы разного наклонения (изъявительного, сослагательного, повествовательного, желательного, долженствовательного, неочевидного, повелительного) при составлении текста;

работать с лингвистическим портфолио;

конструировать текст с причастным оборотом, обособлять распространенное согласованное определение, находить причастия настоящего и прошедшего времени, определять причастия (долженствовательное, предназначительное, лишительное), понимать принципы перехода причастий в прилагательные;

составлять текст описания внешности человека по плану;

обособлять деепричастный оборот в предложении, определять простое деепричастие, деепричастия несовершенного и совершенного видов,

различать наречия по значению (наречия места, времени, цели, меры и степени);

различать числительные по разрядам (составные, порядковые, собирательные, кратковременные);

различать местоимения по разрядам (личные, возвратные, вопросительные, определительные, неопределительные), склонять личные местоимения;

отличать от других частей речи превербы, послелоги (с пространственно-временным значением, выражающие объектные отношения), частицы (грамматические, модальные частицы);

определять и различать сочинительные и подчинительные союзы, модальные слова;

применять изученные правила в учебной практике и повседневной жизни.

60.11.6. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

составлять сообщение об истории изучения селькупского языка, создания селькупской письменности;

объяснять грамматические признаки разных частей речи;

находить в тексте синтаксические единицы, осуществлять синтаксический разбор предложения в художественном тексте (устно и письменно), анализировать в тексте языковые средства;

пояснять функцию главных членов предложения, определять виды сказуемого, находить простое глагольное и именное сказуемое, составное глагольное и именное сказуемое, составлять с ними предложения;

находить в предложении второстепенные члены предложения, распознавать дополнение (прямое и косвенное), определение (согласованное и несогласованное) и обстоятельство, конструировать предложения с ними;

понимать особенности такого вида текста, как характеристика человека, составлять такой текст на селькупском языке;

различать односоставные и двусоставные предложения, их структурно-грамматические особенности и функции, использовать в речи синонимию двусоставных и включенно-личных предложений, распознавать назывные и неопределенно-личные предложения;

понимать синтаксические особенности официально-делового стиля, составлять текст-инструкцию для бытовой ситуации общения на селькупском языке;

определять безличные, полные и неполные предложения, их структурно-грамматические особенности, составлять диалоги с полными предложениями, употреблять полные предложения для создания экспрессии речи на селькупском языке, употреблять отрицательные частицы в предложениях, распознавать односоставные и полные предложения;

правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами, при обобщающих словах, с союзами, разграничивать однородные и неоднородные определения в предложении, распознавать сочинительные союзы в предложении;

распознавать служебные части речи, определять частицы по значению (грамматические и модальные), союзы (сочинительные и подчинительные), использовать модальные слова, междометия, звукоподражательные слова в речи, правильно ставить в предложении знаки препинания с ними;

различать способы передачи чужой речи: прямую речь и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, в предложениях с прямой речью и при диалоге, составлять рассказ с диалогом по рисунку, ситуации и схеме, производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

60.11.7. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

составлять письменное сообщение по опорному конспекту о самодийской языковой группе и уральской семье языков, древо уральской семьи языков;

определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи в селькупском языке;

составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану;

находить в тексте синтаксические единицы, конструировать разные словосочетания, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения;

понимать функцию главных членов предложения, согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием, находить в предложениях второстепенные члены, распознавать их виды;

понимать особенности и функции предложений с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения;

понимать структуру простого осложненного предложения, конструировать предложение с причастным, деепричастным оборотами, осложненное предложение с именем действия, и предложение, осложненное сравнительным оборотом;

понимать структуру сложного предложения, находить грамматическую основу сложного предложения, понимать особенности бессоюзных сложных предложений, разграничивать сложные предложения разных типов;

правильно ставить знаки препинания между частями сложносочиненного предложения, определять различия подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях, конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными времени, уступительными, условия, сравнения, изъяснительными;

определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге;

понимать синтаксические особенности официально-делового стиля, составлять текст инструкции для бытовой ситуации общения на селькупском языке;

переводить с помощью словаря слова, небольшой текст на русский и селькупский языки;

употреблять в устной и письменной речи этикетную лексику, применять правила речевого этикета;

систематизировать ранее изученные материалы, в том числе классифицировать гласные и согласные фонемы, применять орфографические навыки и навыки морфологического разбора.