Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

100.7. Содержание обучения в 6 классе

100.7. Содержание обучения в 6 классе.

100.7.1. Введение.

Роль фольклора в сохранении родного языка. Воспитание ценностного отношения к родному (калмыцкому) языку и литературе, осознание роли родного языка в жизни человека. Влияние литературы на формирование у подрастающего поколения лучших нравственных качеств на основе освоения духовных ценностей своего народа.

100.7.2. Устное народное творчество.

100.7.2.1. Устное народное творчество как часть культуры народа.

Выражение в произведениях устного народного творчества национальных черт характера. Необходимость изучения и сохранения ярких образцов самобытных фольклорных произведений.

100.7.2.2. Пословицы.

Народная мудрость, красота, краткость и выразительность, меткость и точность языка пословиц. Идейно-тематическое разнообразие, прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы о меткости, мудрости, дружбе и мире.

100.7.2.3. Загадки.

Загадки как отражение творческого воображения, смекалки. Тематическое содержание загадок: растительный и животный мир. Загадки о домашних животных. Загадки о диких животных, птицах, насекомых, рыбах.

100.7.2.4. Благопожелания.

Оригинальный жанр народного творчества - йорялы (благопожелания). Особенности жанра. Благопожелания в дорогу, благопожелания новому жилью, новой семье, весне. Праздничные благопожелания. Благопожелания на Цаган Сар, Зул, Yр Сар.

100.7.2.5. Калмыцкие сказки.

Рисунок 5925

Авторские сказки. Хасыр Сян-Белгин, "Бор богшурhа" ("Серый воробей"). Мораль сказки.

Рисунок 5926

Рисунок 5927

100.7.3. Калмыцкая литература XX века.

Калмыцкая литература - духовное богатство народа, его самобытный исторический и эстетический опыт. Произведения калмыцких поэтов и писателей, отражающие основные изменения, происходящие в жизни калмыцкого народа. Краткий обзор жизни и творчества калмыцких писателей.

Перевод на калмыцкий язык произведений русской классики. А.С. Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде" (перевод Сян-Белгина Хасыра).

Н.М. Манджиев. Краткий обзор жизненного и творческого пути писателя, переводчика, одного из основоположников калмыцкой советской литературы.

Рассказ "Ик герин бичкн эзн" ("Маленькая хозяйка большого дома"). Просветительские идеи в произведении. Идея освобождения женщин от вековых предрассудков, приобщения к новой жизни, к культуре.

М.Б. Нармаев. Краткая биография писателя, воина, ученого, доктора сельскохозяйственных наук.

Рисунок 5928

К.Э. Эрендженов. Краткий обзор жизни и творчества народного поэта, писателя.

Отрывок из романа "Рисунок 5929 Рисунок 5930" ("Береги огонь"). Изображение судьбы главного героя Баты. Образ главного героя.

В.К. Шуграева. Краткая биография поэтессы.

Рисунок 5931

Л.О. Инджиев. Краткий обзор жизненного и творческого пути писателя, переводчика, участника Великой Отечественной войны.

Рассказ "Володя Косиев" - прозаическое свидетельство о подвиге 17-летнего пулеметчика, снайпера, партизана Володи Косиева.

А.Г. Балакаев. Краткая биография поэта, писателя.

Отрывок из повести "Рисунок 5932 зург" ("Три рисунка"). Тема депортации калмыцкого народа. Изображение быта и жизни калмыков в Сибири, трудностей военного времени. Образ героев повести.

Б.Б. Сангаджиева. Краткий обзор жизненного и творческого пути.

Отрывок из рассказа "Баташ Уташ хойр" ("Баташ и Уташ"). Тема дружбы и взаимопомощи. Характеристики главных героев рассказа.

Рисунок 5933

100.7.4. Теория литературы.

Поэзия. Проза.