Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

108.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (лакской) литературе на уровне основного общего образования

108.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (лакской) литературе на уровне основного общего образования.

108.11.1. В результате изучения родной (лакской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (лакской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (лакского) языка и родной (лакской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений лакской литературы, а также литературы народов Дагестана;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в лакской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений лакского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

108.11.2. В результате изучения родной (лакской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.

108.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

108.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

108.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

108.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

108.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

108.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

108.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (лакской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (лакской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

108.11.3. Предметные результаты изучения родной (лакской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

анализировать художественное произведение: определять жанр, тему и основную мысль, выявлять проблематику литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, различать реальность и вымысел в произведениях;

понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять отраженные в них нравственные ценности;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, находить изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии содержания произведения;

выявлять особенности отображения духовно-нравственных ценностей лакского народа в фольклорных и литературных произведениях, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

определять черты национального характера лакского народа в ходе анализа произведения, описания персонажей;

различать жанры фольклора и литературы, выявлять характерные признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

воспринимать на слух фольклорные и литературные произведения разных жанров, осмысленно и выразительно читать, читать по ролям;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка;

формулировать устное и письменное монологическое высказывание, выражать собственное отношение к произведениям родной (лакской) литературы, их героям, сюжетам, оценивать эстетические возможности родной литературы, отвечать на вопросы по произведению, участвовать в диалоге о прочитанном.

108.11.4. Предметные результаты изучения родной (лакской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать образную природу литературы как явление искусства, понимать родное слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

анализировать художественное произведение: определять род, жанр, тему и основную мысль, выявлять проблематику, основной конфликт, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, различать реальность и вымысел в произведениях;

понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять отраженные в них нравственные ценности;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, находить изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

выявлять особенности отображения духовно-нравственных ценностей лакского народа в фольклорных и литературных произведениях, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

характеризовать сюжет эпических песен, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, выявлять и оценивать характерные для календарных и семейных обрядовых песен символические образы;

определять художественные особенности легенд, выявлять отличительные признаки между легендами и другими видами устного народного творчества;

определять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о национальном характере народов Дагестана;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка, пересказывать эпические песни, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для эпических песен художественные приемы;

выразительно читать фольклорный текст, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести диалог о прочитанном, приводить аргументы для доказательства своей позиции, использовать фрагменты из текста для аргументации высказывания, использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

работать с каталогами библиотек, библиографическими указателями, интернет-ресурсами.

108.11.5. Предметные результаты изучения родной (лакской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

анализировать художественное произведение: определять род, жанр, тему и основную мысль, выявлять проблематику, основной конфликт, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, различать реальность и вымысел в произведениях;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, находить изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

выявлять ключевые проблемы в изученных произведениях лакского фольклора, лакских писателей, понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в них нравственные ценности;

различать фольклорные и литературные произведения, выделять нравственную проблематику народных песен как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о национальном характере;

читать правильно и осознанно, вслух и про себя, пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий), выразительно читать народные песни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

различать художественные и научно-популярные тексты, называть их особенности;

пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью, обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию к книге, создавать творческие работы;

пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами.

108.11.6. Предметные результаты изучения родной (лакской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определять в произведении элементы сюжета, композиции, находить изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

выявлять ключевые темы, идеи, проблемы в изученных произведениях лакского фольклора, лакских писателей, понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в них нравственные ценности и идеалы, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

проводить анализ произведения в соответствии с жанрово-родовой природой художественного текста, приводить собственную интерпретацию изученных литературных произведений, создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;

выявлять авторскую позицию в тексте и высказывать свое отношение к ней;

анализировать особенности художественного мира, сюжетов, проблематики, тематики произведений народов Дагестана разных периодов, соотносить содержание произведений литератур народов Дагестана с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления;

сопоставлять литературные произведения и их воплощение в других искусствах;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные и письменные монологические высказывания разного типа, вести диалог о прочитанном;

108.11.7. Предметные результаты изучения родной (лакской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать родную (лакскую) литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций лакского народа, осознавать значимость чтения для личного развития;

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, определять в произведении элементы сюжета, композиции, находить изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения, пользоваться литературоведческими понятиями при анализе произведения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры, анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план текста;

сопоставлять литературные произведения и их воплощение в других искусствах;

работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, писать отзыв на прочитанное произведение, создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

самостоятельно выбирать произведения для чтения, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составлять самостоятельно краткую аннотацию;

создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта, пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами для поиска дополнительной информации.