Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

44.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне основного общего образования

44.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне основного общего образования.

44.11.1. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на коми языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на коми языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли коми языка как государственного языка Республики Коми;

проявление интереса к познанию коми языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народа коми в контексте учебного предмета "Государственный (коми) язык Республики Коми";

ценностное отношение к коми языку, к достижениям своей Родины - России, Республики Коми, к науке, искусству, спорту, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России и республики, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям коми народа.

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков;

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

понимание эмоционального воздействия искусства;

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознание важности коми языка как средства коммуникации и самовыражения;

понимание роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде в процессе языкового образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на коми языке;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, класса, образовательной организации, города, республики) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее.

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

44.11.2. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

44.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;

проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

44.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования,

корректировать принимаемые решения и действия.

44.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (тексты, таблицы, схемы);

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами и иной графикой в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию;

овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

44.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устной речи и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

44.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации, проводить выбор и брать ответственность за решение.

44.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения;

оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

44.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

44.11.3. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 5 классе.

44.11.3.1. Коммуникативные умения.

44.11.3.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи для 5 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 6 - 7 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 5 класса (объем монологического высказывания - 6 фраз с использованием распространенных предложений); излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 6 фраз с использованием распространенных предложений); кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 6 фраз с использованием распространенных предложений).

44.11.3.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 60 - 70 секунд).

44.11.3.1.3. Смысловое чтение

Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 180 - 200 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.3.1.4. Письменная речь

Писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 60 слов).

44.11.3.2. Языковые знания и умения

44.11.3.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.3.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова; использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении, при обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера, правильно писать послелоги с существительными, взаимно-личные местоимения, существительные с суффиксом -пи, существительные во множественном числе, глаголы единственного числа в первом прошедшем времени, слова с чередующимися согласными в - л.

44.11.3.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 675 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 625 лексических единиц (включая 500 лексических единиц, освоенных на уровне начального общего образования), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: имена существительные с суффиксами -Рисунок 3335, -ысь, имена прилагательные с суффиксами -а, -я, -са, -ся, глаголы с суффиксом -Рисунок 3336, распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы и заимствованные слова.

44.11.3.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых предложений коми языка, различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения с простым глагольным сказуемым;

повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах;

побудительные предложения с утвердительной и отрицательной формой сказуемого;

вопросительные предложения с вопросительными словами;

предложения с обращением;

существительные в определенно-притяжательной категории;

глаголы настоящего и прошедшего времени в единственном числе, утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения;

модальные глаголы позьны, Рисунок 3337, вермыны.

личные, вопросительные и взаимно-личные местоимения;

количественные числительные (до 100);

отрицательные и временные частицы;

послелоги места.

44.11.3.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику региона в рамках тематического содержания речи.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и родной республики.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.11.3.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть начальными умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.4. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 6 классе.

44.11.4.1. Коммуникативные умения.

44.11.4.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) со зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 7 - 8 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 7 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 7 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 7 фраз).

44.11.4.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 70 - 80 секунд).

44.11.4.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 250 - 300 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.4.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 70 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 70 слов).

44.11.4.2. Языковые знания и умения.

44.11.4.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.4.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.

Правильно писать слова с вопросительной частицей -Рисунок 3338, возвратные глаголы, глаголы множественного числа в первом прошедшем времени, сложные имена существительные, существительные с суффиксами -лун, -ан, ян и -iн, прилагательные во множественном числе; прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

44.11.4.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 800 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 750 лексических единиц (включая 650 лексических единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: имена существительные с суффиксами -лун, -ан, ян, -iн, -Рисунок 3339, наречия с суффиксами -а, -ысь, при помощи словосложения: путем соединения двух слов (Рисунок 3340, кывкуд, мусир).

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные омонимы и заимствованные слова.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности высказывания.

44.11.4.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых предложений коми языка; различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения с составным глагольным сказуемым;

вопросительные предложения с вопросительной частицей -Рисунок 3341;

побудительные предложения с частицами мед, вай;

возвратные глаголы с суффиксами -сь, -ч, -ась;

глаголы в отрицательном спряжении;

глаголы настоящего и прошедшего времени во множественном числе;

имена существительные в единственном и множественном числе в местном, переходном, отдалительном, предельном, дательном, винительном падежах;

притяжательные местоимения и определенно-притяжательные формы существительных;

существительные с суффиксами -лун, -ан, ян, -iн, -Рисунок 3342;

сложные имена существительные;

прилагательные во множественном числе;

прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

наречия в сравнительной степени;

наречия с суффиксами -а, -ысь;

порядковые числительные до 100, количественные числительные до 100;

послелоги времени.

формообразующие частицы (вай, мед).

44.11.4.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику в рамках тематического содержания речи.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и родной республики.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.11.4.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании - языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, с людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.5. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 7 классе.

44.11.5.1. Коммуникативные умения.

44.11.5.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 8 - 9 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 8 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 8 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 8 фраз).

44.11.5.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 80 - 90 секунд).

44.11.5.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или запрашиваемой информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной форме (объем текста или текстов для чтения - до 350 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.5.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 90 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц (объем высказывания - до 90 слов).

44.11.5.2. Языковые знания и умения.

44.11.5.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.5.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Правильно использовать знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами а, но.

Правильно писать отрицательные глаголы в первом прошедшем времени.

Правильно писать наречия, образованные от имен существительных.

44.11.5.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1000 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 900 лексических единиц обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: наречия с суффиксами -сянь и -быд.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы, заимствованные слова.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.

44.11.5.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения с простым именным сказуемым;

сложносочиненные предложения с сочинительными союзами а, но;

вопросительные предложения без вопросительных слов;

отрицательные глаголы в первом прошедшем времени;

глаголы в формах будущего времени: будущее простое и будущее сложное;

глаголы в формах прошедшего времени: первое прошедшее (очевидное) и второе прошедшее;

причастия с суффиксом -ысь;

деепричастия одновременного действия с суффиксом -Рисунок 3343, -Рисунок 3344;

наречия с суффиксами -сянь, -быд;

притяжательные и указательные местоимения;

вопросительную частицу -Рисунок 3345;

послелоги сравнения (кодь, моз);

языковые связки (медводз, Рисунок 3346, сэсся).

44.11.5.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику Республики Коми в рамках тематического содержания речи.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и родной республики.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.11.5.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; при непосредственном общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, с людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.6. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 8 классе.

44.11.6.1. Коммуникативные умения.

44.11.6.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи для 8 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 9 - 10 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 9 фраз), выражать и кратко аргументировать свое мнение, излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 9 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 9 фраз).

44.11.6.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 90 - 100 секунд).

44.11.6.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объем текста или текстов для чтения - 350 - 500 слов), читать несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.6.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 110 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц и (или) прочитанного или прослушанного текста (объем высказывания - до 110 слов).

44.11.6.2. Языковые знания и умения.

44.11.6.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 110 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующей понимание текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.6.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Правильно использовать знаки препинания в сложносочиненных предложениях с сочинительными союзами: и, да, то ... то, в сложноподчиненных предложениях с придаточными причины с союзом сы Рисунок 3347 мый, условия с союзом Рисунок 3348, времени с союзами кор, да, уступки с союзом Рисунок 3349.

Правильно писать сложные имена существительные, сложные имена прилагательные, прилагательные с суффиксами -ик, -ник, -iник (-иник), -кодь.

44.11.6.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1250 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1050 лексических единиц обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: глаголы с суффиксом -ась, -ясь, при помощи словосложения: сложных существительных (ныв-зон, бать-мам, Рисунок 3350, тасьтi-пань, ки-кок), сложных прилагательных (Рисунок 3351, Рисунок 3352, турунвиж, яръюгыд, Рисунок 3353), при помощи субстантивация (перехода прилагательного в существительное): керкаын югыд - дзоридзыслы югыдыс оз тырмы.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова в прямом и переносном значении.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.

44.11.6.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений коми языка, различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

сложносочиненные предложения с сочинительными союзами: и, да, то ... то;

сложноподчиненные предложения с придаточными причины с союзами сы Рисунок 3354 мый, условия с союзом Рисунок 3355, времени с союзами кор, да, уступки с союзом Рисунок 3356;

сложные имена существительные;

сложные имена прилагательные;

прилагательные с суффиксами: -ик, -ник, -iник, -иник, -ов, -оват, -кодь;

модальный глагол ковны;

глаголы с суффиксами -ась, -ясь;

глаголы с суффиксами, обозначающими способы глагольного действия (-ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л);

причастия с суффиксами -ан, -Рисунок 3357, -Рисунок 3358;

усилительные, неопределенные местоимения;

наречия в сравнительной и превосходной степени;

послелоги причины понда, Рисунок 3359;

указательные частицы со, то, вот.

44.11.6.3. Социокультурные знания.

Осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и Республики Коми и освоив основные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

Оказывать помощь людям, не владеющим русским языком, в ситуациях повседневного общения (в больнице, в автобусе, в магазине).

44.11.6.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку; при непосредственном общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Уметь рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные и тематические коми-русские и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.7. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 9 классе.

44.11.7.1. Коммуникативные умения.

44.11.7.1.1. Говорение.

Вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос), диалог обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 10 - 11 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование, или сообщение, рассуждение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 10 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста со зрительными и (или) вербальными опорами (объем - 10 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 10 фраз).

44.11.7.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 100 - 110 секунд).

44.11.7.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объем текста или текстов для чтения - 500 - 600 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.7.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 120 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, таблицы, прочитанного или прослушанного текста (объем высказывания - до 120 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного или прослушанного текста; письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем 100 - 120 слов).

44.11.7.2. Языковые знания и умения.

44.11.7.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 120 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.7.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Правильно использовать знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными, в бессоюзных сложных предложениях.

44.11.7.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1200 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи сокращения и аббревиатуры.

44.11.7.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, Рисунок 3360, мый, кодi, Рисунок 3361 и его падежными формами; определительными с союзными словами кор, кодi;

бессоюзные сложные предложения;

деепричастия с суффиксом -Рисунок 3362;

вводную (Рисунок 3363), определительную (Рисунок 3364) частицы.

44.11.7.3. Социокультурные знания и умения.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику Республики Коми в рамках тематического содержания речи (основные национальные праздники, обычаи, традиции).

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и Республики Коми; уметь представлять Россию и Республику Коми.

Оказывать помощь людям, не владеющим русским языком, в ситуациях повседневного общения (в больнице, в автобусе, в магазине).

44.11.7.4. Компенсаторные умения.

Использовать при говорении переспрос; использовать при говорении и письме перифраз или толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Уметь рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные и тематические коми-русские и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.