Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

75.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (чеченскому) языку на уровне основного общего образования

75.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (чеченскому) языку на уровне основного общего образования.

75.11.1. В результате изучения родного (чеченского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (чеченском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (чеченском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (чеченского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (чеченского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (чеченскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (чеченском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

75.11.2. В результате изучения родного (чеченского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

75.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

75.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

75.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

75.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (чеченском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

75.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

75.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

75.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

75.11.3. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

осознавать богатство и выразительность чеченского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;

перечислять и характеризовать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге, полилоге на основе жизненных наблюдений объемом не менее 3 реплик;

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов; пересказывать текст с изменением лица рассказчика;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 140 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 90 слов; для сжатого изложения - не менее 95 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать при письме нормы современного чеченского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 80 - 90 слов, словарного диктанта объемом 10 - 15 слов, диктанта на основе связного текста объемом 80 - 90 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

пользоваться разными видами лексических словарей;

соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

распознавать основные признаки текста;

делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы);

распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);

применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

использовать знания об основных признаках текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного);

применять знания об основных признаков текста (повествование) в практике его создания;

создавать тексты-повествования с использованием жизненного и читательского опыта, тексты с использованием сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений, сочинения объемом не менее 60 слов);

восстанавливать деформированный текст;

осуществлять корректировку восстановленного текста с использованием образца;

владеть умениями работы с прослушанными и прочитанными научно-учебными, художественными и научно-популярными текстами: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика;

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

различать особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;

характеризовать звуки;

понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

различать на слух и правильно произносить звонкие и глухие согласные, долгие и краткие гласные;

делить слова на слоги и правильно их произносить;

преодолевать акцент, возникающий под влиянием звуковой системы и интонации чеченского языка при произношении заимствованных слов из русского языка;

проводить устно и письменно фонетический разбор слова;

владеть умением правильно интонировать; различать основные элементы интонации;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знания о правописании буквы й и разделительных ъ и ь);

определять лексическое значение слов;

употреблять в речи однозначные и многозначные слова в прямом и переносном значении;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов);

распознавать исконно чеченские и заимствованные слова;

употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);

распознавать фразеологизмы;

толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и нейтральными словосочетаниями;

использовать в речи фразеологические обороты с учетом сферы употребления и ситуации общения;

подбирать фразеологические эквиваленты в русском языке;

распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова;

определять и подбирать однокоренные слова;

находить чередование звуков в морфемах при образовании слов и изменении;

различать непроизводные и производные основы слов;

определять основные способы словообразования, образовательные цепочки слов;

образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, а также путем сложения основ;

проводить морфемный анализ слов;

правильно произносить и употреблять сложносокращенные слова;

владеть основными понятиями морфологии;

перечислять существенные признаки самостоятельных частей речи;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в чеченском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать существительное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять его грамматические признаки, синтаксическую роль; объяснять его роль в речи;

правильно образовывать и употреблять в речи формы множественного числа имен существительных;

различать и правильно употреблять в речи собственные и нарицательные имена существительные;

распознавать грамматические классы имен существительных;

правильно образовывать нужную падежную форму имен существительных 1, 2, 3, 4 склонения и употреблять ее в речи;

соблюдать нормы правописания имен существительных (в том числе и правописание ца (не) с именами существительными);

проводить морфологический разбор имен существительных;

осознавать особенности имени существительного в чеченском языке по сравнению с русским;

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

выделять словосочетания из предложения; распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные);

проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений;

проводить пунктуационный анализ сложных предложений (в рамках изученного);

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать простые неосложненные предложения; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением;

распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);

определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения (в рамках изученного);

употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях;

разграничивать в предложениях обращение и подлежащее;

объяснять постановку знаков препинания;

соблюдать при письме пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами;

оформлять диалог в письменной форме.

75.11.4. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка.

К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции чеченского языка как государственного языка Чеченской Республики и средства приобщения к духовному богатству чеченской культуры и истории;

иметь представление о чеченском литературном языке;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);

выступать с сообщением на лингвистическую тему;

участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объемом не менее 4 реплик;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 160 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 130 слов, для сжатого изложения - не менее 135 слов);

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного чеченского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90 - 100 слов, словарного диктанта объемом 15 - 20 слов, диктанта на основе связного текста объемом 90 - 100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи;

характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

выявлять средства связи предложений в тексте;

применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике;

использовать знания об основных признаках текста в практике создания собственного текста;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений, сочинения объемом не менее 80 слов с учетом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

редактировать собственные тексты с использованием знаний норм современного чеченского литературного языка;

характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи;

перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;

анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение);

применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

владеть основными понятиями морфологии;

понимать существенные признаки частей речи;

распознавать самостоятельные части речи и их формы;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного;

различать качественные, относительные формы имен прилагательных по значению и грамматическим свойствам;

правильно произносить и писать падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа;

группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам;

правильно образовывать степени сравнения качественных имен прилагательных;

изменять имена прилагательные по числам и классам;

правильно образовывать нужную падежную форму имен прилагательных 1-го, 2-го склонения, требуемую по контексту, и употреблять ее в речи;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, нормы произношения имен прилагательных;

проводить морфологический разбор имен прилагательных;

правильно писать сложные имена прилагательные, заимствованные имена прилагательные;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного;

отличать имена числительные от других частей речи со значением количества;

правильно произносить и писать количественные и дробные числительные, употреблять их в речи в разных падежных формах;

правильно употреблять в речи порядковые и собирательные имена числительные;

различать разряды имен числительных по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;

характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

соблюдать нормы правописания имен числительных;

проводить морфологический разбор имен числительных;

осознавать особенности имени числительного в чеченском языке по сравнению с русским языком;

распознавать местоимения; определять их общее грамматическое значение;

различать разряды местоимений;

склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;

группировать местоимения по заданным морфологическим признакам;

приводить примеры личных местоимений в именительном и косвенных падежах;

различать значение личных местоимений тхо, вай (мы);

употреблять в предложениях отрицательные и неопределенные местоимения;

различать вопросительные и относительные местоимения;

проводить морфологический разбор местоимений;

использовать местоимения в предложениях, соблюдая нормы правописания и стили литературного языка;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в речи;

понимать грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу;

определять по грамматическим признакам и значению глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени;

соблюдать нормы правописания глаголов настоящего времени, правильно образовывать и писать формы прошедшего времени;

правильно образовывать и писать формы будущего времени;

различать однократные и многократные формы глаголов;

использовать в предложениях глаголы, изменяющиеся по числам и классам;

проводить частичный морфологический разбор глаголов (в рамках изученного).

75.11.5. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

иметь представление о языке как развивающемся явлении;

осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры);

отслеживать изменения, происходящие в языке на современном этапе его развития;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);

выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик;

владеть различными видами диалога: диалог-запрос информации, диалог-сообщение информации;

устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не менее 110 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 190 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 170 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 180 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного чеченского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 100 - 110 слов; словарного диктанта объемом 20 - 25 слов, диктанта на основе связного текста объемом 100 - 110 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

соблюдать при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений; сочинения объемом не менее 120 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

выделять главную и второстепенную информацию в тексте;

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с использованием знаний норм современного чеченского литературного языка;

характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы;

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);

создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги;

владеть нормами построения текстов публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности);

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

различать слова самостоятельных и служебных частей речи; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции;

проводить морфологический анализ слов самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

определять глагол как часть речи по значению и грамматическим признакам; устанавливать его синтаксическую роль;

определять спряжение глагола, спрягать глаголы;

распознавать переходные и непереходные глаголы;

находить и определять глаголы изъявительного, условного, желательного и повелительного наклонений и правильно употреблять их в речи;

интонационно правильно оформлять высказывания, содержащие глагол повелительного наклонения;

определять обстоятельственные и вопросительные формы глагола;

осознавать особенности глагола в чеченском языке по сравнению с русским языком;

применять правила написания отрицательных частиц ца, ма с глаголами;

проводить морфологический разбор глаголов;

характеризовать причастие как форму глагола;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

склонять причастия;

применять правила правописания падежных окончаний причастий настоящего, прошедшего и будущего времени; слитного и раздельного написания ца (не) с причастиями;

различать и употреблять в речи самостоятельные и несамостоятельные причастия;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова;

конструировать причастные обороты;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;

совершенствовать навыки правописания предложений с причастными оборотами;

определять роль причастия в предложении;

правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа причастие + существительное;

характеризовать деепричастие как форму глагола;

определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

образовывать деепричастия настоящего, прошедшего и будущего времени;

уместно использовать деепричастия в речи;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

конструировать деепричастный оборот;

определять роль деепричастия в предложении;

выделять в деепричастном обороте основное слово, зависимые от деепричастия слова, а также находить глагол, к которому относится деепричастный оборот;

употреблять в речи деепричастия;

правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

применять правило написания ца (не) с деепричастиями;

определять масдар (отглагольное существительное) как форму глагола по значению и грамматическим признакам; устанавливать его синтаксическую роль;

правильно употреблять масдары в предложениях;

совершенствовать правильное написание падежных форм масдара;

употреблять масдарные обороты в связной речи с учетом различных типов и стилей речи;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с масдарным оборотом;

применять правило написания ца (не) с масдаром;

распознавать наречия в речи;

определять общее грамматическое значение наречий;

различать разряды наречий по значению;

характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий;

проводить морфологический разбор наречий;

применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий;

давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

употреблять в речи послелоги в сочетании с именами существительными, местоимениями в различных падежах;

распознавать типы послелогов по значению;

соблюдать нормы правописания послелогов;

характеризовать союз как служебную часть речи;

различать разряды союзов по значению, по строению;

объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзами: а, йа (и, или);

употреблять союзы-синонимы;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи;

различать разряды частиц по значению; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола;

понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской;

соблюдать нормы правописания частиц;

проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;

характеризовать междометие как особую группу слов;

различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи;

характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

75.11.6. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять чеченский язык как один из языков кавказских народов;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);

выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объем не менее 6 реплик);

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 230 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 210 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 230 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного чеченского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110 - 120 слов, словарного диктанта объемом 25 - 30 слов; диктанта на основе связного текста объемом 110 - 120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания; понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи;

объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета;

соблюдать в устной речи и при письме правила чеченского речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;

указывать способы и средства связи предложений в тексте;

анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

анализировать языковые средства выразительности в тексте;

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;

анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием собственного жизненного и читательского опыта; тексты с использованием произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений; сочинения объемом не менее 160 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: создавать тезисы, конспект;

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте;

создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

различать функции знаков препинания;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные;

определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;

применять нормы построения словосочетаний;

правильно употреблять форму зависимого слова при управлении и согласовании;

проводить синтаксический анализ словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи;

различать функции знаков препинания;

распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;

использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения;

распознавать предложения по количеству грамматических основ;

различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);

распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;

различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение, безличное предложение);

характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;

выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;

понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами: хIаъ, хIан-хIа (да, нет);

характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь);

различать однородные и неоднородные определения;

находить обобщающие слова при однородных членах;

понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно с помощью повторяющихся союзов: а, йа (и, или);

распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и вставными конструкциями, междометиями;

различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов, нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями;

употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях;

различать вводные и вставные конструкции;

понимать особенности употребления предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции;

выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний;

применять нормы построения предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями;

пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания;

соблюдать интонацию и применять правила пунктуации в предложениях с вводными словами и вставными конструкциями;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений;

распознавать прямую и косвенную речь;

выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;

правильно оформлять диалог, цитаты и предложения с прямой речью;

цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;

применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании;

соблюдать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании.

75.11.7. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать роль чеченского языка в жизни человека, республики, общества;

понимать внутренние и внешние функции чеченского языка и рассказывать о них;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;

выступать с научным сообщением;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объем не менее 6 реплик);

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 130 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 250 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 270 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного чеченского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 120 - 130 слов, словарного диктанта объемом 30 - 35 слов, диктанта на основе связного текста объемом 120 - 130 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

анализировать текст: определять тему и главную мысль текста;

подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи;

находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке;

выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;

создавать высказывание на основе текста: выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному тексту в устной и письменной форме;

создавать тексты с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6 - 7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль), сочинения объемом не менее 220 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы;

работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля, основные особенности языка художественной литературы, особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;

характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста;

понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата;

составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение;

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;

понимать основные нормы построения сложносочиненного предложения;

понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;

выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью (определительной, изъяснительной и обстоятельственной);

понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;

трансформировать сложноподчиненные предложения в простые и простые в сложные, сохраняя смысл;

понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

различать виды бессоюзных сложных предложений;

правильно употреблять бессоюзные сложные предложения в речи;

понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.