Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

74.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (черкесскому) языку на уровне основного общего образования

74.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (черкесскому) языку на уровне основного общего образования.

74.11.1. В результате изучения родного (черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (черкесском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (черкесском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

74.11.2. В результате изучения родного (черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

74.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

74.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

74.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

74.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (черкесском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

74.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

74.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

74.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

74.11.3. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

владеть основными правилами правописания, понятиями синтаксиса и пунктуации;

сравнивать предложение и словосочетание, описывать их сходство, различие, различать, сравнивать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, нераспространенные и распространенные предложения;

находить грамматическую основу предложения;

различать и составлять распространенные, нераспространенные предложения;

выделять второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;

находить в предложении однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах;

находить в тексте простое предложение, проводить синтаксический разбор простого предложения;

составлять самостоятельно предложения с обращениями;

составлять предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

составлять монолог и диалог в письменной форме;

ориентироваться в структуре текста, делить текст на смысловые части, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), делить текст на абзацы, устанавливать связи между частями текста, находить ключевые слова, определять виды связи предложений в тексте;

владеть основными понятиями фонетики, понимать смыслоразличительную функцию звука, распознавать гласные и согласные: абруптивные, лабиализованные, сонорные, проводить фонетический анализ слова;

соблюдать правила правописания разделительных ъ и ы;

делить слова на слоги, ставить ударение в слове, соблюдать правила переноса слов;

употреблять основные понятия лексикологии, понимать различие лексического и грамматического значений слова, употреблять их в речи;

различать и употреблять в речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, исконно черкесские и заимствованные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, устаревшие и новые слова, интернационализмы, выявлять особенности произношения слов, заимствованных из русского языка, работать с черкесским толковым словарем;

находить в тексте фразеологические обороты, отличать крылатые выражения и фразеологизмы от пословиц и поговорок, работать с фразеологическим словарем;

применять изученные правила речевого этикета в общении;

понимать морфему как значимую единицу языка, роль морфем в процессах формообразования и словообразования, распознавать морфемы (корень, основу слова, префикс, суффикс и окончание слова);

образовывать разные слова от одного корня при помощи аффиксов, распознавать однокоренные слова, различать словообразующие и формообразующие морфемы, выполнять морфемный разбор слова;

применять правила правописания гласных букв ы и э в словообразовательных префиксах, падежных окончаний -у (-уэ), префиксов зы- (зэ-);

применять правила правописания буквы а со значением звука [э], правильно писать й в конце слова;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, пользоваться словообразовательными словарями.

74.11.4. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

соотносить понятия "язык" и "речь";

создавать тексты в разных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом, художественном, разговорном), формулировать тему текста;

использовать основные способы образования слов в черкесском языке, основные выразительные средства словообразования;

использовать основные понятия грамматики, морфологии, характеризовать самостоятельные, служебные части речи, междометия;

характеризовать имя существительное как часть речи, определять его грамматические признаки (число, падеж, отсутствие категории рода), синтаксическую роль, распознавать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать их;

распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе, правильно использовать падежные формы имен существительных определенного и неопределенного склонений, склонять собственные имена существительные и существительные с определительным словом, проводить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;

распознавать имя прилагательное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать относительные и качественные имена прилагательные, степени сравнения имен прилагательных, правильно использовать падежные формы имен прилагательных;

соблюдать правила правописания прилагательных, заимствованных из русского языка и сложных прилагательных, выявлять способы и средства словообразования имен прилагательных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;

распознавать числительное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать количественные, порядковые, дробные, разделительные числительные, определять слитное и раздельное написание числительных, числительные простые, сложные и составные, правильно использовать падежные формы имен числительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;

распознавать местоимение как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи, распознавать разряды местоимений (личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, определенные, неопределенные), правильно склонять местоимения различных разрядов, проводить устный и письменный морфологический разбор местоимения.

74.11.5. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

использовать сведения из истории черкесской графики о попытках создания черкесской письменности в дореволюционный период, о первых книгах на черкесском языке, о создании современной письменности;

распознавать глагол как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, выделять исходную основу глагола, образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов, изменять глаголы по лицам, числам, различать именное спряжение и глагольное спряжение;

образовывать и употреблять в речи глаголы изъявительного, повелительного, желательного, вопросительного, условного, уступительного, условно-сослагательного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;

образовывать и употреблять в речи возвратные глаголы;

характеризовать способы словообразования глаголов в современном черкесском языке, проводить устный и письменный морфологический разбор глагола;

распознавать причастие по его грамматическим признакам, выделять глагольные признаки и признаки прилагательных у причастий, различать действительные и страдательные причастия, выявлять обстоятельственные причастия, их образование;

выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова, употреблять причастия и причастные обороты в речи в соответствии с нормами черкесского языка, проводить устный и письменный морфологический разбор причастий;

распознавать деепричастие по его грамматическим признакам, употреблять деепричастия и деепричастные обороты в речи в соответствии с нормами черкесского языка, расставлять знаки препинания при деепричастном обороте, выделять признаки глагола и наречия у деепричастия, проводить устный и письменный морфологический разбор деепричастий;

распознавать наречие как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, определять группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели, правильно употреблять наречия в речи, выражать наречием различные обстоятельственные значения;

образовывать наречия от существительных, прилагательных, местоимений, числительных;

проводить морфологический разбор наречий;

распознавать послелоги и использовать их в речи, определять синтаксическую роль послелогов в предложении, различать разряды послелогов, проводить морфологический разбор послелогов;

распознавать союз как служебную часть речи и определять назначение союзов в речи, распознавать сочинительные и подчинительные союзы, простые, сложные и составные союзы, соединительные, разделительные и противительные, употреблять союзы в соответствии с их стилистическими особенностями в устной и письменной речи, проводить морфологический разбор союзов;

распознавать и использовать частицы в речи, различать разряды частиц по значению, соблюдать правописание частиц -щэ, -тIэ, проводить морфологический разбор частиц;

распознавать междометия и звукоподражательные слова и правильно использовать их в речи, ставить дефис в междометиях, расставлять запятые и восклицательный знак при междометиях, выделять интонационно междометия в речи, проводить морфологический разбор междометий.

74.11.6. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

находить в тексте словосочетания, определять главное и зависимое слово, способ связи слов в словосочетании, отличать словосочетание от предложения, проводить синтаксический разбор словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, устанавливать верный порядок слов в предложении, ставить логическое ударение;

различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать простые глагольные и простые именные сказуемые, составные глагольные и составные именные сказуемые, характеризовать способы выражения подлежащего;

выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, распознавать в тексте прямое и косвенное дополнение;

распознавать определение, способы выражения определений, различать согласованное и несогласованное определение, различать приложение как разновидность определения, расставлять знаки препинания при приложении;

распознавать в тексте обстоятельства, их основные значения и способы выражения, различать обстоятельства места и времени, образа действия, цели, причины, меры и степени;

моделировать односоставные и двусоставные предложения разных типов и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

сопоставлять и разграничивать предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения, находить в тексте неполные предложения, проводить синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений;

разграничивать однородные и неоднородные члены, находить в тексте однородные члены предложения, в том числе связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией, находить сочетание сказуемого с однородными подлежащими, употреблять обобщающие слова при однородных членах предложения, соблюдать правила пунктуации, проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами;

понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное, правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями;

различать вводные слова и члены предложения, пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания, соблюдать интонацию и пунктуацию в предложениях с вводными словами;

распознавать предложения с обособленными и уточняющими членами;

различать обособленные обстоятельства, определения и приложения, дополнения, уточняющие члены предложения;

расставлять знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения;

проводить синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

74.11.7. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

распознавать способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, строить предложения с прямой речью, правильно расставляя знаки препинания, применять способы преобразования прямой речи в косвенную, составлять диалог с прямой и косвенной речью;

различать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания;

классифицировать сложные предложения на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные;

различать в предложении подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения, находить указательные слова в главном предложении, различать придаточные предложения и причастный оборот;

конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, различать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте, анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов, различать сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными;

выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, понимать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений, использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;

разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, проводить синтаксический разбор сложного предложения;

излагать историю черкесской письменности, описывать процесс формирования черкесского литературного языка;

соблюдать нормы черкесского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.