Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

80.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне основного общего образования

80.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенскому) языку на уровне основного общего образования.

80.11.1. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (эвенском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (эвенском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (эвенского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (эвенского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (эвенскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (эвенском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

80.11.2. В результате изучения родного (эвенского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

80.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

80.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

80.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

80.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (эвенском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

80.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

80.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

80.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

80.11.3. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

использовать в речи изученных лексических единиц (слова, словосочетания, реплики-клише);

понимать и объяснять значение Родины, родного края. Верит в силу родного слова;

соблюдать культуру слушания и говорения;

объяснять основную мысль текста;

составлять простой план текста, писать сочинение;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове;

различать согласные звуки: твердый или мягкий, звонкий или глухой;

различать слово и слог, определять количество слогов в слове;

правильно называть буквы эвенского алфавита;

называть буквы гласных как показателей твердости-мягкости согласных;

определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука;

различать слово и предложение, слово и слог (дю - дюл, ко - ког, ма - мар);

классифицировать и объединять заданные слова по лексическому значению (птицы, животные, деревья, цветы, учебные принадлежности);

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

делить устную речь на предложения, выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из данных слов, по данной схеме, рисунку или иллюстрации, на заданную тему;

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

соотносить звучание и написание слов, объяснять случаи расхождения звучания и написания;

объяснять правила написания слов с прописной буквы, подбирать слова, которые пишутся с прописной буквы;

подбирать и записывать имена собственные на заданную букву;

оформлять начало и конец предложения;

по слогам переносить слова из одной строчки на другую;

правильно применять при письме знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

безошибочно списывать текст объемом 60 слов с доски и из учебника.

80.11.4. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

правильно называть буквы и правильно произносить соответствующие звуки;

определять качественную характеристику звука: гласный - согласный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный;

характеризовать, анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

определять количество слогов в слове с использованием гласных;

правильно называть буквы эвенского алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

характеризовать звуки, отсутствующие в эвенском языке;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов (Рисунок 5506, удь, бадь);

определять значение слова, пользуясь толковым словарем в учебнике (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно);

различать однозначные и многозначные слова;

распознавать в тексте синонимы и антонимы;

распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении;

осознавать значение понятия "однокоренные слова";

распознавать однокоренные слова среди неоднокоренных слов;

подбирать однокоренные слова к данному слову либо с заданным корнем;

определять в слове корень, пользуясь памяткой определения корня слова;

находить имя существительное, имя прилагательное, глагол;

распознавать имена существительные, понимать их значение и употребление в речи;

распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам Рисунок 5507 и "як?";

распознавать собственные и нарицательные имена существительные, наблюдать за использованием в речи эвенских прозвищ, исследовать название прозвищ;

различать форму числа имен существительных: единственное и множественное число;

находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи;

определять роль прилагательных в предложении;

находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи;

определять роль глагола в предложении;

находить послелоги и понимать их роль в предложении;

объяснять функции послелогов, составлять словосочетания и предложения;

различать слово, словосочетание и предложение, выявлять их сходство и различие;

различать предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные и невосклицательные предложения;

находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения;

объяснять правило обозначения мягкости согласных ь (буюснэдь, Рисунок 5508, тудь), а также перед гласными е, е, я, ю (некичэн, дел, нярикан, дял, дю);

объяснять правило написания собственных имен существительных с заглавной буквы;

раздельно писать послелоги с существительным (стол хэрдэлэн, дю хатлан, би анчиндулав);

правильно переносить слова с одной строчки на другую;

правильно писать прописную букву в начале предложения;

объяснять и правильно писать разделительный твердый знак в именах существительных множественного числа перед е, е, ю, я после твердых согласных (оръякан, Рисунок 5509);

правильно применять при письме знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

переписывать текст объемом 60 - 65 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 75 слов в соответствии с изученными правилами.

80.11.5. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

восстанавливать деформированный текст, в котором нарушен порядок предложений и частей текста;

находить в тексте лишнее предложение не по теме;

соотносить тему и основную мысль текста;

определять последовательность частей текста и распознавать части текста;

выделять в тексте опорные слова;

распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

составлять текст по иллюстрациям учебника, вопросам и опорным словам;

составлять текст по данному началу и концу;

участвовать в устном общении на уроке и выражать собственное мнение;

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей с точки зрения правильности передачи содержания;

использовать знание алфавита при работе со словарями и справочниками;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания слов с удвоенными согласными (ядда, одда);

пользоваться при письме пробелом между словами и знаком переноса;

находить в тексте незнакомое слово и определять его значение по толковому словарю;

подбирать синонимы и антонимы к данным словам, уточнять их значение по словарям;

наблюдать за использованием омонимов и различать их в предложениях;

подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения (дедан) приводить слова с конкретным значением (турки, адал, хурка и другие);

владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

находить в словах основу, корень, суффиксы;

подбирать слова с заданной структурой по данной схеме;

образовывать новые слова с данными суффиксами;

распознавать части речи на основе существенных признаков;

распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

находить начальную форму имени существительного;

определять грамматические признаки (число, падеж);

изменять имена существительные по падежам;

распознавать имена прилагательные;

распознавать глаголы на основе существенных признаков;

определять начальную форму глаголов;

распознавать число и время глаголов;

распознавать личные местоимения би, хи, Рисунок 5510, бу, мут, ху, Рисунок 5511;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

распознавать союзы, правило написания их суффиксов;

различать слово, словосочетание и предложение, выявлять их сходство и различие;

выделять предложения из речи;

определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;

различать понятия "члены предложения" и "части речи";

находить главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы от главного слова к зависимому;

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и отражать ее в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

различать распространенные и нераспространенные предложения, составлять такие предложения;

отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;

применять правило правописания сложных существительных с различными словообразующими суффиксами, объяснять значение определенных аффиксов;

объяснять и применять при письме правило правописания заимствованных существительных;

применять правило правописания слов с удвоенными согласными (одда, Рисунок 5512);

объяснять и правильно писать буквы в падежных суффиксах именных частей речи, в соответствии с законом гармонией гласных;

объяснять и правильно писать суффиксы в глаголах и глагольных формах;

переписывать текст объемом 70 - 80 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 60 - 65 слов в соответствии с изученными правилами.

80.11.6. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

под руководством учителя строить монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текста, составлять план к заданным текстам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения;

подробно, выборочно и сжато передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия;

грамотно воспроизводить текст и писать изложение, соблюдая требования каллиграфии при письме;

сочинять заметку в газету, письма, поздравления, объявления, аннотацию и отзыв о прочитанном;

составлять тексты повествовательного и описательного характера по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным темам, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке;

соблюдать языковые нормы в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

различать звуки и буквы, различать и правильно объяснять правописание различных суффиксов;

иметь представление о произношении звуков в эвенском и русском языках;

характеризовать звуки, отсутствующие в эвенском языке;

иметь представление о последовательности букв в эвенском алфавите и названии букв, пользоваться алфавитом для поиска нужной информации;

пользоваться при письме пробелом между словами, знаком переноса, красной строкой (абзацем);

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения или объяснения;

находить среди предложенных слов или в тексте синонимы, антонимы, омонимы;

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения приводить слова с конкретным значением;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

находить в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы;

образовывать новые слова разных частей речи с данными словообразовательными суффиксами;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;

классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе существенных признаков;

пользоваться словами разных частей речи и их формами в речи;

определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

различать наиболее употребительные послелоги и определять их роль при составлении предложений;

различать предложение, словосочетание и слово;

составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять из предложения словосочетания;

распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;

применять правила правописания прилагательных;

объяснять и правильно писать прилагательные с определенными словообразовательными суффиксами;

применять при письме правило правописания слов, обозначающих цвет и оттенки цветов (небати - небатисукан, чулбаня - чулбанядмар), высокую степень качества (хамай нодамкар, аимкаркая), объяснять и раздельно писать отрицательные частицы в глаголах (эч Рисунок 5513, этэнри гад);

переписывать текст объемом 70 - 80 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 80 - 90 слов в соответствии с изученными правилами.

80.11.7. Предметные результаты изучения родного (эвенского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

соблюдать языковые нормы в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

различать звуки и буквы;

различать и правильно объяснять правописание различных суффиксов;

иметь представление о последовательности букв в эвенском алфавите и названии букв, пользоваться алфавитом для поиска нужной информации;

пользоваться при письме знаком переноса, красной строкой (абзацем);

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения или объяснения;

находить среди предложенных слов или в тексте синонимы, антонимы, омонимы;

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

подбирать к конкретным словам обобщенные слова, к предложенным словам обобщенного значения приводить слова с конкретным значением;

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать словоизменительные и словообразовательные суффиксы, выделять их в словах;

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

находить в словах основу, корень, словоизменительный и словообразовательный суффиксы;

образовывать новые слова разных частей речи с данными словообразовательными суффиксами;

определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;

классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе существенных признаков;

пользоваться словами разных частей речи и их формами в речи;

определять грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов и местоимений;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

различать наиболее употребительные послелоги и определять их роль при составлении предложений;

различать предложение, словосочетание и слово;

составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять из предложения словосочетания;

распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;

использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

применять правила правописания прилагательных;

объяснять и правильно писать прилагательные с определенными словообразовательными суффиксами;

объяснять и раздельно писать отрицательные частицы в глаголах (эч Рисунок 5514, этэнри гад);

переписывать текст объемом 95 - 100 слов с доски и из учебника;

писать под диктовку тексты объемом 90 - 95 слов в соответствии с изученными правилами.