Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования

51.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне основного общего образования.

51.10.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (марийском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (марийского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (марийского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (марийскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (марийском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

51.10.2. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

51.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

51.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

51.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

51.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (марийском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

51.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

51.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

51.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

51.10.3. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

высказываться о значении родного языка в жизни человека;

определять основные особенности устной и письменной речи;

понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения, владеть нормами речевого поведения;

владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) и аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное);

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения;

излагать в письменной форме содержание прочитанного или прослушанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, плана;

делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст: пересказ, составление плана, тезисов;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

выделять средства связи предложений и частей текста;

определять признаки текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;

определять синтаксис как раздел науки о языке;

распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

составлять предложения, различные по цели высказывания;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

находить в предложении однородные члены, обращения, прямую речь, соблюдать правила пунктуации в предложениях с однородными членами, с обращением, с прямой речью, составлять предложения с однородными членами, прямой речью, обращением, тексты с диалогом;

различать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;

владеть различными видами диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений;

определять фонетику как раздел науки о языке;

применять закон сингармонизма при словообразовании;

определять гармонию гласных звуков в марийских словах;

различать небную и губную гармонию;

анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;

проводить фонетический разбор слова;

распознавать сонорные и шумные, мягкие и твердые согласные звуки, классифицировать согласные звуки;

писать правильно буквы, обозначающие звуки [д'], [т'], [р'] в заимствованных из русского языка словах;

распознавать элементы фонетической транскрипции;

определять орфоэпию как раздел науки о языке;

различать ударный слог и логическое ударение;

правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знаки препинания;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпической правильности;

определять графику как раздел науки о языке;

использовать знания по графике при произношении и правописании слов;

совершенствовать навыки сопоставления звукового и буквенного состава слова;

использовать знания марийского алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;

использовать правила слитного, дефисного и раздельного написания слов;

правильно употреблять гласные и согласные буквы в составе морфем;

оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;

распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии при правописании;

различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, распознавать прямое и переносное значение слова;

различать активную и пассивную лексику;

различать, находить в тексте и правильно использовать в речи устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова;

распознавать словообразующие и формообразующие аффиксы;

различать литературный язык и диалект;

распознавать лексику марийского языка с точки зрения ее происхождения: исконно марийские и заимствованные слова;

правильно использовать в устной и письменной речи заимствованные слова;

определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе грамматического и словообразовательного анализа;

находить корень слова, подбирать однокоренные слова;

находить аффиксы и основу слова, выделять аффиксы: словообразующие и формообразующие, образовывать слова при помощи аффиксов;

проводить морфемный разбор слова;

объяснять основные различия в строении и образовании слов в марийском и русском языках;

определять способ образования слова;

различать самостоятельные и служебные части речи, объяснять их семантические, морфологические и синтаксические особенности, определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

определять имена существительные по грамматическим признакам;

различать имена существительные, употребляемые только в единственном числе, и употреблять их правильно;

определять число имен существительных после слов шуко (много), шагал (мало), икмыняр (несколько);

выделять суффиксы, указывающие на множественное число имени существительного;

употреблять в речи существительные с суффиксами: -влак, -шамыч, -ла, -мыт;

определять грамматические признаки имен существительных;

склонять имена существительные;

проводить морфологический разбор имен существительных;

различать и правильно писать сложные имена существительные;

распознавать формы принадлежности имен существительных, употребляемых только в единственном числе;

употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;

определять синтаксическую роль имени существительного;

расставлять знаки препинания в диалогах и в предложениях с прямой речью;

последовательно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме, придерживаясь темы;

пользоваться различными видами словарей: толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологизмов.

51.10.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

определять место марийского языка в финно-угорской языковой семье;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи: описание, повествование, рассуждение с использованием ключевых слов, вопросов, плана, текста;

создавать тексты в соответствии с изученной лексической темой;

различать изученные части речи (имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие) по грамматическим признакам;

выполнять морфологический разбор прилагательного, числительного, местоимения, наречия;

определять и образовывать степени сравнения имен прилагательных (сравнительная, превосходная), правильно использовать их в речи;

определять условия перехода имен прилагательных в состав существительных;

определять число, падеж имени прилагательного;

выполнять словообразовательный анализ имени прилагательного;

выделять суффиксы имен прилагательных;

образовывать и правильно употреблять в речи сложные имена прилагательные;

определять синтаксическую роль имени прилагательного, характеризовать его роль в речи;

проводить морфологический анализ прилагательного, перешедшего в состав существительных;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению, определять синтаксическую роль имени числительного, определять особенности употребления имени числительного в научных текстах, деловой речи;

распознавать разряды числительных: простых, сложных, составных, употреблять их в речи, в том числе в сочетании с существительными;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;

определять число и падеж местоимения, склонять местоимения;

распознавать и определять разряды местоимений в марийском языке: личные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные;

правильно употреблять личные местоимения с послелогом, глаголом;

определять синтаксическую роль местоимения;

распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;

выделять суффиксы наречий, распознавать притяжательные суффиксы наречий места;

выделять и определять степени сравнения наречий;

образовывать сложные наречия;

подбирать синонимичные и антонимичные наречия;

иметь представление о сходстве и различиях в речевом этикете марийского и русского народов.

51.10.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать содержание несложных аутентичных текстов, отражающих жизненный уклад, традиции, обычаи марийского народа;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, формах возможностей и невозможностей действия;

создавать монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование с использованием глаголов желательного, повелительного, изъявительного наклонений;

проводить морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия, подражательных слов, послелогов, союзов, частиц;

определять спряжение глаголов;

различать безличные глаголы;

правильно употреблять вспомогательные глаголы;

распознавать формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов;

изменять глаголы изъявительного наклонения по временам: настоящее - будущее время, прошедшее время, изменять глаголы по лицам, числам;

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего - будущего, прошедшего времени;

проводить орфографический анализ сложных глаголов;

различать и использовать в речи неспрягаемую форму глагола - инфинитив, двучленные глагольные сочетания;

правильно образовывать и употреблять глагольные сочетания;

образовывать и употреблять в речи формы причастий и деепричастий, различать их по вопросам и суффиксам;

определять синтаксическую роль причастий и деепричастий;

изменять одиночные причастия по падежам, лицам, числам;

выделять причастный оборот в предложении и соблюдать знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его границы, конструировать предложения с деепричастным оборотом;

распознавать и правильно употреблять в речи подражательные слова, определять синтаксическую роль подражательных слов;

определять подражательные слова по значению;

распознавать послелоги и использовать их в речи, определять простые и составные послелоги;

отличать наречия от послелогов в марийском языке;

осознавать особенности союзов в марийском языке по сравнению с русским языком;

выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей текста;

распознавать и различать сочинительные и подчинительные союзы;

распознавать частицы, использовать в речи частицы разных разрядов;

распознавать и правильно употреблять в речи междометия, различать разряды междометий;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа.

51.10.6. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) художественного стилей, разговорной речи (рассказ, беседа);

выделять в текстах и объяснять слова, отражающие национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа;

соблюдать нормы литературного языка, корректировать свою речь в соответствии с нормами современного литературного языка;

выявлять, анализировать и исправлять ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка (в рамках изученного);

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний;

различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

различать виды второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство (в рамках изученного);

правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать приложения как особого вида определения;

распознавать односоставные предложения, определять их грамматические признаки, выявлять особенности употребления односоставных предложений;

различать виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные;

различать полные и неполные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, выделять союзную и бессоюзную связь;

выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

различать виды обособленных членов предложения;

характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, уке;

находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами;

различать группы вводных слов и вводных предложений;

применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;

проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

51.10.7. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

создавать высказывания о родном языке с привлечением примеров из художественной литературы;

подготавливать сообщения об основоположниках литературного марийского языка и марийских ученых-языковедах, о марийских писателях и поэтах, высказывавшихся о родном языке;

соблюдать при устном и письменном общении орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы марийского литературного языка (в рамках изученного);

определять и различать виды сложного предложения;

анализировать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском языке;

характеризовать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

соблюдать нормы построения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

выполнять синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

различать и объяснять строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском и русском языках;

распознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;

определять основания для сравнения и сравнивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;

распознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (определительным, изъяснительным, обстоятельственным (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры, степени);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи;

распознавать и характеризовать прямую речь, применять нормы построения предложений с прямой речью, правильно оформлять в тексте прямую речь и диалог;

составлять диалоги: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания;

употреблять в устной и письменной речи цитаты, объяснять постановку знаков препинания при них;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.