Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

150.8. Планируемые результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования.

150.8.1. К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:

1) в сфере патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

2) в сфере гражданского воспитания:

осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

3) в духовно-нравственной сфере:

представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

4) в понимании ценности научного познания:

осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

5) в сфере эстетического воспитания:

представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:

осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе - на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

7) в сфере трудового воспитания:

понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

8) в сфере экологического воспитания:

осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:

представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

В результате изучения истории на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

150.8.2. К важнейшим метапредметным результатам изучения истории относятся:

150.8.2.1. Познавательные универсальные учебные действия

150.8.2.2. Базовые логические действия:

систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);

выявлять характерные признаки исторических явлений;

раскрывать причинно-следственные связи событий;

сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы.

150.8.2.3. Базовые исследовательские действия:

определять познавательную задачу;

намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;

систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;

соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

определять новизну и обоснованность полученного результата;

представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие).

150.8.2.4. Работа с информацией:

осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) - извлекать информацию из источника;

различать виды источников исторической информации;

высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

150.8.2.5. Коммуникативные универсальные учебные действия:

представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;

участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;

выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

150.8.2.6. Совместная деятельность:

осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;

планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе - на региональном материале;

определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды.

150.8.2.7. Регулятивные универсальные учебные действия:

владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владеть приемами самоконтроля - осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;

вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

150.8.2.8. Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

150.8.3. Предметные результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования должны обеспечивать:

1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,

событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять современников исторических событий, явлений, процессов;

2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;

3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач;

4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;

5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов;

6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.); характеризовать итоги и историческое значение событий;

7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи;

8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;

10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;

11) умение читать и анализировать историческую карту (схему); характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте (схеме), с информацией из других источников;

12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;

13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, сети Интернет для решения познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность информации;

14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России.

Положения ФГОС ООО развернуты и структурированы в программе по истории в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной деятельности обучающихся при изучении истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике.

150.8.3.1. Предметные результаты изучения учебного предмета "История" включают:

1) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;

2) базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;

3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

4) умение работать с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы сети Интернет и другие), оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода;

5) умение работать историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками - извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную ценность и значимость источника;

6) способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;

7) владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;

8) способность применять исторические знания как основу диалога в поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества;

9) осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

10) умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями XX - начала XXI в.

Достижение предметных результатов может быть обеспечено в том числе введением отдельного учебного модуля "Введение в Новейшую историю России", предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX - XXI вв. в 10 - 11 классах. Изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917 - 1922 гг., Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., распад СССР, возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.).

Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты.

150.8.3.1.1. Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных обучающимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:

1) знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории, соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2) знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3) работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и других): читать историческую карту с использованием легенды, находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и другие.

4) работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников): проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и других), сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника.

5) описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи, составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и другое.

6) анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка), соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

7) работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану).

8) применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий, использовать знания об истории и культуре своего и других народов как основу диалога в поликультурной среде, способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Приведенный перечень предметных результатов по истории служит ориентиром для планирования и организации познавательной деятельности обучающихся при изучении истории (в том числе - разработки системы познавательных задач), при измерении и оценке достигнутых обучающимися результатов.

Предметные результаты изучения истории в 5 - 9 классах представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что должно способствовать углублению содержательных связей двух курсов, выстраиванию единой линии развития познавательной деятельности обучающихся. Приведенные ниже результаты формируются в работе с комплексом учебных пособий - учебниками, настенными и электронными картами и атласами, хрестоматиями и другими.

150.8.3.2. Предметные результаты изучения истории в 5 классе:

Знание хронологии, работа с хронологией:

объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);

называть даты важнейших событий истории Древнего мира, по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;

определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

150.8.3.2.1. Работа с исторической картой:

находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

150.8.3.2.2. Работа с историческими источниками:

называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;

извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и другие); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

150.8.3.2.3. Историческое описание (реконструкция):

характеризовать условия жизни людей в древности;

рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

150.8.3.2.4. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты государственного устройства древних обществ, положения основных групп населения, религиозных верований людей в древности;

сравнивать исторические явления, определять их общие черты;

иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;

объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

150.8.3.2.5. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;

высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

150.8.3.2.6. Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.

150.8.3.3. Предметные результаты изучения истории в 6 классе:

150.8.3.3.1. Знание хронологии, работа с хронологией:

называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;

называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);

устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.

150.8.3.3.2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).

150.8.3.3.3. Работа с исторической картой:

находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;

извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.

150.8.3.3.4. Работа с историческими источниками:

различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);

характеризовать авторство, время, место создания источника;

выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);

находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;

характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.

150.8.3.3.5. Историческое описание (реконструкция):

рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;

составлять краткую характеристику (исторический портрет);

известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);

рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;

представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

150.8.3.3.6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах, ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья (находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах);

проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.

150.8.3.3.7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;

высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.

150.8.3.3.8. Применение исторических знаний:

объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).

150.8.3.4. Предметные результаты изучения истории в 7 классе:

150.8.3.4.1. Знание хронологии, работа с хронологией:

называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки;

локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв., определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);

устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.

150.8.3.4.2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).

150.8.3.4.3. Работа с исторической картой:

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.;

устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.

150.8.3.4.4. Работа с историческими источниками:

различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и другие);

характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;

проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;

сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.

150.8.3.4.5. Историческое описание (реконструкция):

рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв., их участниках;

составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);

рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;

представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

150.8.3.4.6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI - XVII вв., европейской реформации, новых веяний в духовной жизни общества, культуре, революций XVI - XVII вв. в европейских странах;

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв. (выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах);

проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций, выделять черты сходства и различия).

150.8.3.4.7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;

выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI - XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.

150.8.3.4.8. Применение исторических знаний:

раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей;

объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI - XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;

выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв. (в том числе на региональном материале).

150.8.3.5. Предметные результаты изучения истории в 8 классе:

150.8.3.5.1. Знание хронологии, работа с хронологией:

называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;

устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.

150.8.3.5.2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и другим), составлять систематические таблицы, схемы.

150.8.3.5.3. Работа с исторической картой:

выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.

150.8.3.5.4. Работа с историческими источниками:

различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);

объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;

извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.

150.8.3.5.5. Историческое описание (реконструкция):

рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках;

составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и дополнительных материалов;

составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в.;

представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).

150.8.3.5.6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII в., изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского общества, промышленного переворота в европейских странах, абсолютизма как формы правления, идеологии Просвещения, революций XVIII в., внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах);

проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в. (раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций, выделять черты сходства и различия).

150.8.3.5.7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности);

различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним.

150.8.3.5.8. Применение исторических знаний:

раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;

выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале).

150.8.3.6. Предметные результаты изучения истории в 9 классе:

150.8.3.6.1. Знание хронологии, работа с хронологией:

называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов;

выявлять синхронность (асинхронность) исторических процессов отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в.;

определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.

150.8.3.6.2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в.;

группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и другим), составлять систематические таблицы.

150.8.3.6.3. Работа с исторической картой:

выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в.;

определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).

150.8.3.6.4. Работа с историческими источниками:

представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные;

определять тип и вид источника (письменного, визуального);

выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и другим;

извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;

различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.

150.8.3.6.5. Историческое описание (реконструкция):

представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);

составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX - начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);

составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XIX - начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;

представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и другое.

150.8.3.6.6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX - начале XX в., процессов модернизации в мире и России, масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период, международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;

объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в. (выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах, определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;

проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в. (указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций, выделять черты сходства и различия, раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах).

150.8.3.6.7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;

оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;

объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.

150.8.3.6.8. Применение исторических знаний:

распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX - начала XX в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для современного общества;

выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в. (в том числе на региональном материале);

объяснять, в чем состоит наследие истории XIX - начала XX в. для России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.

150.9. Поурочное планирование

(для обучающихся, начавших освоение ФОП ООО до 1 сентября 2025 года)

Таблица 15

5 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Что изучает история.

Урок 2

Историческая хронология. Историческая карта

Урок 3

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека.

Появление человека разумного

Урок 4

Древнейшие земледельцы и скотоводы

Урок 5

От первобытности к цивилизации

Урок 6

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "История Древнего мира"

Урок 7

Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян

Урок 8

Возникновение государственной власти.

Урок 9

Управление государством (фараон, вельможи, чиновники)

Урок 10

Условия жизни, положение и повинности населения

Урок 11

Отношения Египта с соседними народами

Урок 12

Религиозные верования египтян

Урок 13

Познания древних египтян

Урок 14

Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения

Урок 15

Древний Вавилон

Урок 16

Ассирия

Урок 17

Нововавилонское царство

Урок 18

Финикия

Урок 19

Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства

Урок 20

Завоевания персов

Урок 21

Государственное устройство Персидской державы

Урок 22

Древняя Индия

Урок 23

Религиозные верования и культура древних индийцев

Урок 24

Древний Китай. Правление династии Хань

Урок 25

Религиозно-философские учения, наука и изобретения древних китайцев

Урок 26

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Древний Восток"

Урок 27

Природные условия Древней Греции и их влияние на занятия населения

Урок 28

Древнейшие государства Греции

Урок 29

Троянская война

Урок 30

Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"

Урок 31

Подъем хозяйственной жизни греческих полисов после "темных веков"

Урок 32

Образование городов-государств

Урок 33

Великая греческая колонизация

Урок 34

Афины: утверждение демократии

Урок 35

Спарта: основные группы населения, общественное устройство

Урок 36

Греко-персидские войны

Урок 37

Крупные сражения греко-персидских войн и их итоги

Урок 38

Расцвет Афинского государства

Урок 39

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе

Урок 40

Пелопоннесская война

Урок 41

Религия древних греков

Урок 42

Образование и наука в Древней Греции

Урок 43

Искусство и досуг в Древней Греции

Урок 44

Возвышение Македонии. Александр Македонский и его завоевания на Востоке

Урок 45

Эллинистические государства Востока

Урок 46

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Древняя Греция. Эллинизм"

Урок 47

Природа и население Апеннинского полуострова в древности

Урок 48

Республика римских граждан

Урок 49

Верования древних римлян

Урок 50

Войны Рима с Карфагеном

Урок 51

Ганнибал; битва при Каннах

Урок 52

Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции

Урок 53

Социально-экономическое развитие поздней Римской республики

Урок 54

Реформы Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги

Урок 55

Гражданская война и установление диктатуры Суллы

Урок 56

Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура

Урок 57

Борьба между наследниками Цезаря. Установление императорской власти

Урок 58

Контрольная работа

Урок 59

Императоры Рима: завоеватели и правители

Урок 60

Римская империя: территория, управление

Урок 61

Возникновение и распространение христианства

Урок 62

Император Константин I, перенос столицы в Константинополь

Урок 63

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары

Урок 64

Римская литература, золотой век поэзии

Урок 65

Развитие наук и искусства в Древнем Риме

Урок 66

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Древний Рим"

Урок 67

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

Урок 68

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 6

Таблица 15.1

6 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья

Урок 2

Падение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств

Урок 3

Франкское государство в VIII - IX вв.

Урок 4

Государства Западной Европы, Британия и Ирландия в раннее Средневековье

Урок 5

Ранние славянские государства

Урок 6

Византия в VI - XI вв.

Урок 7

Культура Византии

Урок 8

Аравийский полуостров: природные условия, основные занятия жителей, верования. Арабский халифат: его расцвет и распад

Урок 9

Культура исламского мира

Урок 10

Феодалы и крестьянство в средние века

Урок 11

Средневековые города - центры ремесла, торговли, культуры

Урок 12

Церковь и духовенство в средневековом обществе

Урок 13

Усиление королевской власти в странах Западной Европы

Урок 14

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Урок 15

Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии

Урок 16

Византийская империя и славянские государства в XII - XV вв.

Урок 17

Религия и культура средневековой Европы

Урок 18

Гуманизм. Раннее Возрождение

Урок 19

Османская империя и Монгольская держава в Средние века

Урок 20

Китай и Япония в Средние века

Урок 21

Индия в Средние века

Урок 22

Цивилизации майя, ацтеков и инков

Урок 23

Историческое и культурное наследие Средних веков

Урок 24

Роль и место России в мировой истории

Урок 25

Заселение территории нашей страны человеком

Урок 26

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Урок 27

Великое переселение народов

Урок 28

Хозяйство, быт и верования восточных славян

Урок 29

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока

Урок 30

Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности

Урок 31

Первые русские князья

Урок 32

Внешняя политика Руси в IX - XI вв.

Урок 33

Принятие христианства и его значение

Урок 34

Русь в конце X - начале XII в.

Урок 35

Территориально-политическая структура Руси

Урок 36

Внутренняя и внешняя политика русских князей в конце X - первой трети XII в.

Урок 37

Русская церковь в X - начале XII в.

Урок 38

Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы

Урок 39

Внешняя политика и международные связи Руси

Урок 40

Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт

Урок 41

Формирование единого культурного пространства. Художественная культура и ремесло Руси

Урок 42

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Русь в IX - начале XII в."

Урок 43

Формирование системы земель - самостоятельных государств

Урок 44

Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская

Урок 45

Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская

Урок 46

Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель

Урок 47

Формирование региональных центров культуры. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси

Урок 48

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Русь в середине XII - начале XIII в."

Урок 49

Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы

Урок 50

Борьба Руси против монгольского нашествия

Урок 51

Южные и западные русские земли. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская

Урок 52

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси

Урок 53

Княжества Северо-Восточной Руси.

Урок 54

Дмитрий Донской. Куликовская битва

Урок 55

Роль Православной церкви в ордынский период русской истории

Урок 56

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII - XV вв.

Урок 57

Культурное пространство Руси в XIII - XIV вв.

Урок 58

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Русские земли и их соседи в середине XIII - XIV в."

Урок 59

Объединение русских земель вокруг Москвы

Урок 60

Новгород и Псков в XV в: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским

Урок 61

Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире

Урок 62

Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды

Урок 63

Формирование системы управления единого государства при Иване III

Урок 64

Культурное пространство Русского государства в XV в.

Урок 65

Развитие культуры единого Русского государства

Урок 66

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Формирование единого Русского государства в XV в."

Урок 67

Наш край с древнейших времен до конца XV в.

Урок 68

Обобщение по теме "От Руси к Российскому государству"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 6

Таблица 15.2

7 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Понятие "Новое время"

Урок 2

Предпосылки и начало Великих географических открытий

Урок 3

Великие географические открытия конца XV - XVI в. и их последствия

Урок 4

Социально-экономические изменения в европейском обществе в XVI - XVII вв.

Урок 5

Изменения в социальной структуре общества в XVI - XVII вв.

Урок 6

Причины и начало Реформации

Урок 7

Распространение протестантизма в Европе. Контрреформация

Урок 8

Абсолютизм и сословное представительство

Урок 9

Испания под властью потомков католических королей

Урок 10

Национально-освободительное движение в Нидерландах

Урок 11

Франция: путь к абсолютизму

Урок 12

Англия в XVI - XVII вв.

Урок 13

Английская революция середины XVII в.

Урок 14

Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы

Урок 15

Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами в XVI - XVII вв.

Урок 16

Тридцатилетняя война

Урок 17

Высокое Возрождение в Италии

Урок 18

Мир человека в литературе раннего Нового времени

Урок 19

Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира

Урок 20

Османская империя в XVI - XVII вв.

Урок 21

Индия, Китай, Япония в XVI - XVII вв.

Урок 22

Культура и искусство стран Востока в XVI - XVII вв.

Урок 23

Обобщение. Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени

Урок 24

Завершение объединения русских земель. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.

Урок 25

Органы государственной власти

Урок 26

Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления

Урок 27

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в.

Урок 28

Внешняя политика России в XVI в.

Урок 29

Ливонская война: причины и характер

Урок 30

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство

Урок 31

Социальная структура российского общества

Урок 32

Многонациональный состав населения Русского государства

Урок 33

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере

Урок 34

Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований

Урок 35

Россия в конце XVI в.

Урок 36

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Россия в XVI в."

Урок 37

Накануне Смуты

Урок 38

Смутное время начала XVII в.

Урок 39

Царь Василий Шуйский

Урок 40

Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней

Урок 41

Свержение Василия Шуйского и переход власти к "семибоярщине".

Урок 42

Подъем национально-освободительного движения

Урок 43

Освобождение Москвы в 1612 г.

Урок 44

Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности

Урок 45

Итоги и последствия Смутного времени

Урок 46

Царствование Михаила Федоровича

Урок 47

Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством

Урок 48

Царствование Алексея Михайловича

Урок 49

Патриарх Никон, его конфликт с царской властью

Урок 50

Царь Федор Алексеевич

Урок 51

Экономическое развитие России в XVII в.

Урок 52

Социальная структура российского общества в XVII в.

Урок 53

Городские восстания середины XVII в. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт

Урок 54

Соборное уложение 1649 г.

Урок 55

Восстание Степана Разина

Урок 56

Внешняя политика России в XVII в.

Урок 57

Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества.

Урок 58

Контрольная работа

Урок 59

Укрепление южных рубежей. Отношения России со странами Западной Европы и Востока

Урок 60

Освоение новых территорий. Народы России в XVII в.

Урок 61

Урок повторения, обобщения и контроля по темам "Смута" и "Россия в XVII в."

Урок 62

Изменения в картине мира человека в XVI - XVII вв. и повседневная жизнь

Урок 63

Архитектура в XVI - XVII вв.

Урок 64

Изобразительное искусство XVI - XVII вв.

Урок 65

Летописание и начало книгопечатания XVII в.

Урок 66

Развитие образования и научных знаний в XVI - XVII вв.

Урок 67

Наш край в XVI - XVII вв.

Урок 68

Обобщение по теме "Россия в XVI - XVII вв.: от Великого княжества к царству"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 6

Таблица 15.3

8 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Введение. История нового времени. XVIII в.

Урок 2

Истоки европейского Просвещения

Урок 3

Франция - центр Просвещения

Урок 4

Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии

Урок 5

Великобритания в XVIII в.

Урок 6

Социальные и экономические последствия промышленного переворота

Урок 7

Франция в XVIII в.

Урок 8

Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в.

Урок 9

Государства Пиренейского полуострова

Урок 10

Создание английских колоний на американской земле

Урок 11

Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость.

Урок 12

Причины, хронологические рамки и основные этапы Французской революции XVIII в.

Урок 13

Упразднение монархии и провозглашение республики

Урок 14

От якобинской диктатуры до установления режима консульства

Урок 15

Развитие науки в XVIII в.

Урок 16

Образование и культура XVIII в.

Урок 17

Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень

Урок 18

Проблемы европейского баланса сил и дипломатия

Урок 19

Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции

Урок 20

Османская империя в XVIII в.

Урок 21

Индия, Китай, Япония в XVIII в.

Урок 22

Культура стран Востока в XVIII в.

Урок 23

Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII в.

Урок 24

Введение. Россия в конце XVII - XVIII в.: от царства к империи

Урок 25

Причины и предпосылки преобразований

Урок 26

Начало царствования Петра I, борьба за власть

Урок 27

Экономическая политика в XVIII в.

Урок 28

Социальная политика XVIII в.

Урок 29

Реформы управления

Урок 30

Создание регулярной армии, военного флота

Урок 31

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение инославных конфессий

Урок 32

Оппозиция реформам Петра I

Урок 33

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Урок 34

Преобразования Петра I в области культуры

Урок 35

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Россия в эпоху преобразований Петра I"

Урок 36

Начало эпохи дворцовых переворотов

Урок 37

Кондиции "верховников" и приход к власти Анны Иоанновны

Урок 38

Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах

Урок 39

Россия при Елизавете Петровне

Урок 40

Россия в международных конфликтах 1740 - 1750-х гг.

Урок 41

Царствование Петра III. Переворот 28 июня 1762 г.

Урок 42

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Россия после Петра I. Дворцовые перевороты"

Урок 43

Внутренняя политика Екатерины II

Урок 44

"Просвещенный абсолютизм", его особенности в России

Урок 45

Экономическая и финансовая политика правительства

Урок 46

Административно-территориальная и сословная реформы Екатерины II

Урок 47

Социальная структура российского общества во второй половине XVIII в.

Урок 48

Национальная политика и народы России в XVIII в.

Урок 49

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Урок 50

Развитие промышленности в XVIII в.

Урок 51

Внутренняя и внешняя торговля в XVIII в.

Урок 52

Обострение социальных противоречий в XVIII в.

Урок 53

Влияние социальных волнений на внутреннюю политику государства и развитие общественной мысли

Урок 54

Внешняя политика России второй половины XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой

Урок 55

Присоединение Крыма и Северного Причерноморья

Урок 56

Контрольная работа

Урок 57

Россия при Павле I.

Урок 58

Укрепление абсолютизма при Павле I.

Урок 59

Политика Павла I в области внешней политики. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Урок 60

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Россия в 1760 - 1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I"

Урок 61

Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе

Урок 62

Русская культура и культура народов России в XVIII в.

Урок 63

Культура и быт российских сословий

Урок 64

Российская наука в XVIII в.

Урок 65

Образование в России в XVIII в.

Урок 66

Русская архитектура XVIII в.

Урок 67

Наш край в XVIII в.

Урок 68

Обобщение по теме "Россия в XVII - XVIII вв.: от царства к империи"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 6

Таблица 15.4

9 класс

N урока

Тема урока

Урок 1

Введение. История нового времени. XIX - начала XX в.

Урок 2

Провозглашение империи Наполеона I во Франции

Урок 3

Наполеоновские войны и крушение Французской империи

Урок 4

Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США

Урок 5

Политические течения и партии в XIX в.

Урок 6

Франция, Великобритания в XIX в.

Урок 7

Европейские революции 1830 г. и 1848 - 1849 гг.

Урок 8

Великобритания в Викторианскую эпоху.

Урок 9

Франция в середине XIX - начале XX в.

Урок 10

Италия в середине XIX - начале XX в.

Урок 11

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX - начале XX в.

Урок 12

Соединенные Штаты Америки в середине XIX - начале XX в.

Урок 13

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX - начале XX в.

Урок 14

Политика метрополий в латиноамериканских владениях

Урок 15

Влияние США на страны Латинской Америки

Урок 16

Япония и Китай в XIX - начале XX в.

Урок 17

Османская империя в XIX - начале XX в.

Урок 18

Индия в XIX - начале XX в.

Урок 19

Завершение колониального раздела мира

Урок 20

Научные открытия и технические изобретения в XIX - начале XX в.

Урок 21

Художественная культура XIX - начала XX в.

Урок 22

Международные отношения, конфликты и войны в конце XIX - начале XX в.

Урок 23

Обобщение. Историческое и культурное наследие XIX в.

Урок 24

Введение. Российская империя в XIX - начале XX в.

Урок 25

Проекты либеральных реформ Александра I

Урок 26

Внешняя политика России в начале XIX в.

Урок 27

Отечественная война 1812 г. - важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.

Урок 28

Внешняя политика России в 1813 - 1825 годах

Урок 29

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике

Урок 30

Дворянская оппозиция самодержавию. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Урок 31

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Александровская эпоха: государственный либерализм"

Урок 32

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.

Урок 33

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война

Урок 34

Сословная структура российского общества.

Урок 35

Общественная жизнь в 1830 - 1850-е гг.

Урок 36

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Россия в первой половине XIX в"

Урок 37

Государственная политика в области культуры

Урок 38

Развитие науки и техники

Урок 39

Народная культура. Культура повседневности

Урок 40

Многообразие культур и религий Российской империи

Урок 41

Конфликты и сотрудничество между народами

Урок 42

Реформы 1860 - 1870-х гг. - движение к правовому государству и гражданскому обществу

Урок 43

Земская и городская реформы

Урок 44

Судебная реформа и развитие правового сознания

Урок 45

Военные реформы

Урок 46

Многовекторность внешней политики империи. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.

Урок 47

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Социальная и правовая модернизация страны при Александре II"

Урок 48

"Народное самодержавие" Александра III

Урок 49

Основные сферы и направления внешнеполитических интересов

Урок 50

Сельское хозяйство и промышленность. Индустриализация и урбанизация

Урок 51

Урок повторения, обобщения и контроля по теме "Россия во второй половине XIX в."

Урок 52

Культура и быт народов России во второй половине XIX в.

Урок 53

Наука и образование

Урок 54

Художественная культура второй половины XIX в.

Урок 55

Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни страны

Урок 56

Национальная политика самодержавия

Урок 57

Общественная жизнь в 1860 - 1890-х гг.

Урок 58

Идейные течения и общественное движение второй половины XIX в.

Урок 59

На пороге нового века: динамика и противоречия развития

Урок 60

Демография, социальная стратификация на рубеже веков

Урок 61

Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения на рубеже веков

Урок 62

Россия в системе международных отношений в начале XX в.

Урок 63

Первая российская революция 1905 - 1907 гг. Основные события Первой российской революции. Особенности революционных выступлений в 1906 - 1907 гг.

Урок 64

Избирательный закон 11 декабря 1905 г.

Урок 65

Общество и власть после революции

Урок 66

Серебряный век российской культуры.

Урок 67

Наш край в XIX - начале XX в.

Урок 68

Обобщение по теме "Российская империя в XIX - начале XX в."

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 68, из них уроков, отведенных на контрольные работы, - не более 6

150.10. В федеральных и региональных процедурах оценки качества образования используется перечень (кодификатор) распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по истории.

Таблица 16

Проверяемые требования к результатам освоения основной

образовательной программы (5 класс)

Код

Проверяемый элемент содержания

1

Введение в историю. Первобытность

1.1

Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет "до н.э." и "н.э."). Историческая карта

1.2

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений, на пороге цивилизации

1.3

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.