Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

130.7. Содержание обучения в 6 классе

130.7. Содержание обучения в 6 классе.

130.7.1. Фольклор (устное народное творчество).

Загадка как один из древнейших жанров устного народного творчества. Источник народной мудрости и фантазии. Прямой и переносный смысл загадок. Афористичность загадок. Отображение в чувашских загадках таких качеств, как сметливость, находчивость, юмор.

130.7.2. О животных, о красоте природы, необходимости ее оберегать.

Природа и окружающая среда. Радостное восприятие природы. Идея гармонии мира людей и природы. Эстетические позиции писателя и поэта.

М. Трубина, рассказ "Рисунок 7100" ("Осенняя погода").

Н. Мартынов, стихотворение "Рисунок 7101" ("Осенний пейзаж").

О. Тургай, рассказ "Рисунок 7102" ("Лист").

Г. Мальцев, сказка "Рисунок 7103" ("Родственники").

Г. Орлов, рассказ "Рисунок 7104" ("Потеря").

130.7.2.1. Теория литературы.

Сравнение, эпитет, олицетворение (повторение).

130.7.3. О нравственных законах, определяющих нормы общественной жизни.

Школа, учитель, ученье, мораль, этика в поведении или жизни человека. Осуждение лжи, защита правды. Вопросы морали и этики, неприятие героев, идущих против общечеловеческих норм. Авторское отношение к нравственным качествам человека.

А. Галкин, басня "Рисунок 7105" ("Пустой труд").

Г. Волков, притча "Суяпа Рисунок 7106" ("У лжи короткие ноги").

Г. Юмарт, стихотворение "Рисунок 7107 сана, учитель" ("Спасибо, учитель").

П. Афанасьев, стихотворение "Рисунок 7108" ("Роем колодец").

В. Давыдов-Анатри, стихотворение "Асли Рисунок 7109" ("Хлеб - всему голова").

В. Алендей, рассказ "Рисунок 7110" ("Хлеб - всему голова").

130.7.3.1. Теория литературы.

Притча, басня.

130.7.4. О Родине (о малой родине) и родном языке, образное и выразительное слово в повседневной жизни человека.

Выражение гордости и любви к родному языку и чувашской земле, к Родине. Родной язык как духовная опора человека. Художественные средства, передающие различные состояния в гражданской лирике (патриотические стихи). Простота и лаконизм в изображении Родины.

П. Хузангай, стихотворение "Рисунок 7111" ("Я - сын чувашского народа").

В. Давыдов-Анатри, рассказ "Рисунок 7112?" ("Что такое Родина?").

130.7.5. О дружбе и родстве с другими народами, о совместной жизни в согласии.

Дух патриотизма юных героев разных национальностей. Душевная теплота, роль дружбы и взаимопонимания.

Г. Волков, рассказ "Салма яшки" ("Суп с клецками").

130.7.6. О героизме народа в годы войны и мужестве тружеников тыла. Героический труд детей и взрослых во время Великой Отечественной войны.

Произведения, рассказывающие о жестокости и горечи войны. Патриотический подвиг в годы Великой Отечественной войны. Скорбная память о воинах, павших на полях сражений, обостряющая чувство любви к Родине. Признание человеческой жизни величайшей ценностью.

А. Алга, рассказ "Малтанхи кун" ("Начало").

А. Тимбай, стихотворение "Рисунок 7113" ("Стальная девушка").

Ю. Семендер, стихотворение "Рисунок 7114" ("Разговор").

130.7.7. Литература других народов.

Переводы произведений русской классической литературы на чувашский язык. Общее и национально-особенное в литературе. Традиции и новаторство чувашских писателей в переводах произведений с других языков.

Из русской литературы: А. Пушкин, "Рисунок 7115..." ("Зима...") (отрывок из романа "Евгений Онегин") (перевод П. Хузангая). С. Есенин, стихотворение "Сенкер май" ("Светлый май") (перевод Г. Ефимова). К. Ушинский, рассказ "Рисунок 7116 анне" ("Наше Отечество") (перевод О. Печникова).

Из марийской литературы: К. Беляев, рассказ "Чи Рисунок 7117 парне" ("Самый дорогой подарок") (перевод Р. Петровой).

130.7.7.1. Теория литературы.

Роман в стихах, композиция произведения, портрет, диалог.