Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

44.6. Содержание обучения в 5 классе

44.6. Содержание обучения в 5 классе.

44.6.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

44.6.1.1. Тематическое содержание речи.

Первый день в новом учебном году. День Знаний. Школа. Мой классный руководитель. Новые знакомства. Распорядок дня в школе.

Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. Увлечения членов семьи. Распорядок дня в семье. Совместное проведение досуга.

Здоровье. Прием у врача или вызов врача на дом. Покупка лекарств в аптеке. Спортивные секции.

Любимые игры. Коми игры. Любимые книги. Компьютерные игры.

Профессии родных, знакомых.

Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Забота о домашних животных.

Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми народные музыкальные инструменты.

44.6.2. Говорение.

44.6.2.1. Диалогическая речь.

Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника.

Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника.

Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.

Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи, с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета, принятых в Республике Коми.

Объем диалога - 6 - 7 реплик.

44.6.2.2. Монологическая речь.

Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи.

Описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа).

Повествование или сообщение.

Изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста.

Краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций, фотографий.

Объем монологического высказывания - 6 фраз (с использованием распространенных предложений).

44.6.3. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное;

при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - 60 - 70 секунд.

44.6.4. Смысловое чтение.

Развитие сформированного ранее умения читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты или события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица).

Объем текста (текстов) для чтения - 180 - 200 слов.

44.6.5. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:

списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

написание коротких поздравлений с праздниками;

правильное оформление обложки тетради;

заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений (имя, фамилия, возраст, адрес) в соответствии с нормами, принятыми в Республике Коми;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения (объем сообщения - до 60 слов).

44.6.6. Фонетическая сторона речи.

Специфические звуки коми языка: [Рисунок 3094], [дж], [дз], [тш]; произношение [i] после твердых парных согласных.

Вставочные звуки [й], [м], [к], [т] (например, в словах Рисунок 3095 - синмыс, Рисунок 3096 - кывйыс, локны - локта, тош - тошка).

Произношение заимствованных из русского языка слов (ножич, Рисунок 3097, шопер, Рисунок 3098, Рисунок 3099, Рисунок 3100, сакар, кампет, картупель, Рисунок 3101, шарп, сарапан, тупли).

Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах.

44.6.7. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения; запятой при перечислении, запятой при обращении.

Пунктуационно правильное оформление электронного сообщения личного характера.

Правописание послелогов с существительными.

Правописание взаимно-личных местоимений.

Правописание существительных с суффиксом -пи (каньпи, понпи).

Правописание существительных во множественном числе (пызанъяс, мачьяс, пуяс, туйяс).

Правописание глаголов единственного числа в первом прошедшем времени.

Чередование согласных букв в середине слова (в - л: ныв - Рисунок 3102 - нылыс; сьывны - сьыла).

44.6.8. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в коми языке нормы лексической сочетаемости.

Понимание явлений синонимии, антонимии в коми языке.

Слова, заимствованные из русского языка.

Объем изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных на уровне начального общего образования) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума).

44.6.9. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций коми языка.

Порядок слов в предложении.

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).

Порядок слов в нераспространенных и распространенных простых предложениях с простым глагольным сказуемым (Воис Рисунок 3103. Воис Рисунок 3104 Рисунок 3105. Рисунок 3106 Рисунок 3107. Аски ме муна Рисунок 3108.).

Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах (Ме аски Рисунок 3109. - Ме аски ог Рисунок 3110. Керкаыс ыджыд. - Керкаыс абу ыджыд.).

Побудительные предложения с утвердительной формой сказуемого (Рисунок 3111 танi! Лыддьы Рисунок 3112!). Побудительные предложения с отрицательной формой сказуемого (Эн Рисунок 3113 талун Рисунок 3114! Рисунок 3115 лыддьы, но Рисунок 3116 эн Рисунок 3117!).

Вопросительные предложения с вопросительными словами (Рисунок 3118 Рисунок 3119? Рисунок 3120 Рисунок 3121? Кымын часын локтан? Рисунок 3122 Рисунок 3123 юрсиыс?).

Синонимичные конструкции типа (Менам Рисунок 3124 Лена. - Рисунок 3125 Рисунок 3126 Лена. - Рисунок 3127 Рисунок 3128 Рисунок 3129., Меным дас нель Рисунок 3130. - Ме дас нель Рисунок 3131., Менам Рисунок 3132 Рисунок 3133. - Ме Рисунок 3134 синма.).

Предложения с обращением (Миша, тэ талун мый сейин?).

Склонение имен существительных в соединительном, творительном, исходном падежах.

Образование и употребление множественного числа существительных (кань - каньяс, пи - пиян).

Имена существительные с суффиксами -Рисунок 3135 (Рисунок 3136, Рисунок 3137), -ысь (Рисунок 3138, Рисунок 3139).

Определенно-притяжательная категория существительных (вок - Рисунок 3140, вок - ыд, вок - ыс, вок - ным, вок - ныд, вок - ныс).

Имена прилагательные с суффиксами -а, -я (туруна, пувъя, Рисунок 3141), -са, -ся (синформационно-коммуникационных технологийса, Рисунок 3142).

Образование имен существительных от глаголов (Рисунок 3143, Рисунок 3144, пусьысь).

Образование глаголов от имен прилагательных (Рисунок 3145, Рисунок 3146).

Глаголы настоящего и прошедшего времени в единственном числе. Утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения (Рисунок 3147, сей, эн котрав).

Модальные глаголы позьны, Рисунок 3148, вермыны.

Глаголы с суффиксами -Рисунок 3149 (Рисунок 3150, Рисунок 3151).

Личные местоимения (ме, тэ, Рисунок 3152, ми, тi, Рисунок 3153).

Вопросительные местоимения (кымын? Рисунок 3154? кодi? кор? мый? Рисунок 3155? Рисунок 3156? Рисунок 3157?).

Взаимно-личные местоимения (Рисунок 3158 - Рисунок 3159, Рисунок 3160 - Рисунок 3161, Рисунок 3162 - Рисунок 3163).

Количественные числительные (до 100).

Типы частиц: отрицательная (абу), временная (нин).

Послелоги места (Рисунок 3164 вылын, школа бокын, керка сайын, пу Рисунок 3165, пызан улын, пач дорын, ю Рисунок 3166, му пыр).

44.6.10. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе "В семье", "В школе", "На улице", "У врача", "В аптеке").

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (коми национальная одежда, коми национальная кухня, коми народные музыкальные инструменты, традиции коми народа в проведении досуга).

Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Коми: знакомство с особенностями образа жизни и культуры коми народа (известные достопримечательности, выдающиеся люди, традиции), с образцами коми фольклора (сказки, поговорки, пословицы, скороговорки, коми национальные игры и другими), с отдельными литературными произведениями писателей и поэтов Республики Коми, с отдельными музыкальными произведениями композиторов Республики Коми, с отдельными произведениями живописи художников Республики Коми.

Формирование умений:

составлять поколенное имя на коми языке;

правильно оформлять свой адрес на коми языке (в анкете, формуляре);

правильно называть месяцы календарного года;

кратко представлять Россию, Республику Коми, свой населенный пункт (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и другое);

кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и Республики Коми (коми национальная одежда, коми национальная кухня, коми народные музыкальные инструменты, традиции в проведении досуга);

кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

44.6.11. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки.

Использование ключевых слов в качестве опоры при составлении собственных высказываний.

Сравнение объектов, явлений, процессов в рамках изученной тематики.