85.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (чеченскому) языку на уровне начального общего образования

85.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (чеченскому) языку на уровне начального общего образования.

85.10.1. В результате изучения родного (чеченского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (чеченского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (чеченского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (чеченского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (чеченского) языка).

85.10.2. В результате изучения родного (чеченского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

85.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (чеченского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

85.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

85.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

85.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

85.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

85.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

85.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

85.10.3. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и словосочетания, выделять слова из предложений;

делить речь на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем;

употреблять в речи этикетные слова чеченского языка (приветствие - "Iуьйре дика хуьлда!", "Суьйре дика хуьлда!", "Де дика хуьлда!" ("Здравствуйте!"), прощание - "Iодика йойла!" ("До свидания!"), благодарность - "Дела реза хуьлда!", "Баркалла!" ("Спасибо!") и другие);

определять отличия чеченского алфавита от русского;

различать гласные и согласные звуки;

различать звонкие и глухие согласные звуки;

различать понятия "звук" и "буква";

сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

произносить удвоенные согласные [ккх], [тт], [лл] и другие как один удлиненный звук;

характеризовать звуки речи с использованием схемы;

соотносить изучаемые звуки чеченского языка со звуками русского языка;

определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных);

правильно называть буквы чеченского алфавита, использовать знание последовательности букв чеченского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

писать прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

писать специфические буквы чеченского языка (аь, оь, уь, юь, яь, гI, кI, къ, кх, пI, тI, хI, хь, цI, чI, I), слова с буквами щ, ь, ы, ф, ё, е;

определять функции букв е, ё, ю, я, й;

раздельно писать слова в предложении, ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных), переносить слова по слогам (простые случаи: слова из слогов типа "согласный + гласный");

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать прослушанный текст;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

восстанавливать деформированные предложения;

читать схемы предложения, соотносить предложения и его схемы, составлять предложения по схеме и с заданными словами;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

распознавать русские заимствования в текстах на чеченском языке;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

85.10.4. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

использовать наблюдение и анализ как методы познания языка;

определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных), делить слово на слоги;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;

находить однокоренные слова;

выделять в слове корень (простые случаи);

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение многозначных слов по учебным словарям, случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

определять понятия "собственные" и "нарицательные" имена существительные;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "мила?" ("кто?"), "хIун?" ("что?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы "хIун до?" ("что делает?"), "хIун дина? ("что сделал?")", "хIун дийр ду?" ("что сделает?"); распознавать слова, отвечающие на вопросы "муха?" ("какой"), "хьенан?" ("чей?"), "стенан?" ("какой?" - вопрос к относительному прилагательному);

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

писать прописную букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельно писать предлоги с именами существительными;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 45 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 40 слов с учетом изученных правил правописания;

пользоваться словарями учебника;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (2 - 4 предложения на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

составлять устный рассказ по репродукции картины;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

обсуждать особенности жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов поздравлений;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с использованием вопросов;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия.

85.10.5. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

объяснять значение чеченского языка как языка национального общения;

использовать лингвистический эксперимент как метод познания языка;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, различать однокоренные слова и синонимы;

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять значение слова в тексте;

употреблять в речи и при письме слова с суффиксами -р, -хо, -ча;

образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов цIа-цIелиг, кема-кемалг и другие;

распознавать имена существительные, определять грамматические признаки существительных: класс, число, падеж;

распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки прилагательных: класс, число, падеж;

определять зависимые и независимые имена прилагательные;

определять существительные, имеющие форму только единственного и множественного числа;

распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопрос "хIун дан?" ("что делать?"), определять время глаголов;

распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать предлоги и приставки;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 60 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 55 слов с учетом изученных правил правописания;

понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

определять связь предложений в тексте (с помощью союза а);

определять ключевые слова в тексте;

определять тему текста и основную мысль текста;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью словаря;

проводить мини-исследование, участвовать в проектной деятельности.

85.10.6. Предметные результаты изучения родного (чеченского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

объяснять роль языка как основного средства общения, объяснять роль чеченского языка как государственного языка Чеченской Республики и языка национального общения;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами, составлять схему состава слова, соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

склонять имена существительные (1, 2, 3, 4 склонения);

определять грамматические признаки имен прилагательных: число, падеж, форму (лааме, лаамаза);

склонять имена прилагательные;

распознавать и употреблять имена числительные, определять количественные и порядковые имена числительные;

устанавливать (находить) неопределенную форму глагола; определять время глагола;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, использовать предложения с однородными членами в речи;

разграничивать простые и сложные предложения, состоящие из двух простых, производить синтаксический разбор простого предложения;

применять изученные правила орфографии: писать прописную букву в именах собственных, буквы я, яь, ю, юь, е, ё - в именах нарицательных и в других частях речи (в словах чеченского языка) и буквы я, ю, е, ё - в заимствованиях (нарицательных именах существительных), писать буквы я, яь, ю, юь, е, ё в именах собственных и буквы я, ю, е, ё - в заимствованиях (в собственных именах), писать буквы къ, кI, кх, гI и другие;

писать слова с -эв, -аьв, -ев, слова с буквами щ, ь, ы, ф, употреблять букву й после долгих гласных [и], [уь], обозначать при письме дифтонги [иэ], [уо], писать буквы а и и в именах существительных, оканчивающихся на -г, -к, писать удвоенные буквы в конце слова (в том числе удвоенные специфические буквы чеченского языка), писать н в конце слова, раздельно писать послелоги с именами существительными и личными местоимениями, раздельно писать частицы ца, ма с глаголами; переносить слова с й, ъ, ь;

переносить слова с удвоенными буквами (в том числе с удвоенными специфическими буквами);

правильно писать окончания имен существительных множественного числа, употреблять слитное и раздельное написание приставок с частицами ца, ма, писать слова с приставками с союзом а;

ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом а и без союзов, а также знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых;

правильно списывать тексты объемом не более 80 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 75 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

использовать изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете (в условиях контролируемого выхода).