25.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (агульскому) языку на уровне начального общего образования

25.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (агульскому) языку на уровне начального общего образования.

25.10.1. В результате изучения родного (агульского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (агульского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (агульского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (агульского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (агульского) языка).

25.10.2. В результате изучения родного (агульского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

25.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (агульского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

25.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

25.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

25.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

25.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

25.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

25.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

25.10.3. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать звуки и буквы (букву как знак звука),

различать гласные и согласные звуки:

разграничивать согласные звуки - звонкие и глухие, определять количество и последовательность звуков в слове, воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

выделять в слове ударный слог, определять количество слогов, проводить слого-звуковой разбор слова, переносить слова с одной строки на другую, переносить слова с двух-, трехзначными буквами по слогам;

правильно писать и читать слова с двух-, трехзначными буквами, специфичные согласные звуки агульского языка ([пI], [тI], [кI], [гI], [хI], другие абруптивные, фарингальные звуки);

последовательно называть буквы агульского алфавита, использовать алфавит для упорядочения списка слов;

писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, буквосочетания, соединения букв;

писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм, писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах), вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

различать слово, предложение и текст, правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения, определять порядок слов в предложении;

находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета;

различать устную и письменную речь, соблюдать орфоэпические и интонационные нормы агульского языка в устной и письменной речи;

воспринимать прослушанный текст, построенный на знакомом языковом материале;

читать целыми словами со скоростью (соответствующей индивидуальному темпу), владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;

вести диалог, используя в речи этикетную лексику;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

писать под диктовку слова (5 - 6 слов), тексты объемом не более 20 слов;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям.

25.10.4. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

составлять небольшое описание картины, рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

находить в тексте слова с заданным звуком, проводить звуковой и звукобуквенный анализ слова;

находить однокоренные слова;

выделять в слове корень (простые случаи);

выделять в слове окончание;

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям и случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

распознавать слова, отвечающие на вопросы "фуш?" ("кто?"), "фи?" ("что?");

распознавать слова, отвечающие на вопросы "фикьас?" ("что делать?") и другие;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "фишттинф?" ("какой?"), "фишттинттар? ("какие?");

различать предложения по цели высказывания и по интонации, строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

выделять главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 35 - 45 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 25 - 35 слов, с учетом изученных правил правописания;

писать изложения и сочинения объемом не более 30 - 50 слов с учетом изученных правил правописания;

анализировать уместность использования речевых средств в разных ситуациях учебного и бытового общения.

25.10.5. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина), различать однокоренные слова и синонимы;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять значение слова в тексте;

распознавать имена существительные, называть грамматические признаки имен существительных, проводить морфологический разбор имени существительного;

различать местоимения в речи, называть личные, вопросительные и указательные местоимения, использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

различать качественные и относительные имена прилагательные, наблюдать за ролью имен прилагательных в тексте-описании;

распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы "фикьас?" ("что делать?") и "фикьуне?" ("что сделал?"), определять грамматические признаки глаголов;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов ва, амма);

определять ключевые слова в тексте;

определять тему текста и основную мысль текста;

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

писать под диктовку текст (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, объемом не более 35 - 45 слов с учетом изученных правил правописания;

писать изложения и сочинения объемом не более 50 - 70 слов с учетом изученных правил правописания.

25.10.6. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, Дагестана, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;

самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;

определять значение незнакомых слов по контексту;

проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

подбирать к предложенным словам синонимы, подбирать к предложенным словам антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по контексту;

писать под диктовку текст объемом 45 - 55 слов;

правильно списывать текст объемом не более 65 - 80 слов;

писать изложения и сочинения объемом не более 70 - 90 слов с учетом изученных правил правописания;

определять словообразующие и формообразующие суффиксы и префиксы, образовывать новые слова при помощи аффиксов, разбирать слова по составу;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять значение и употребление в речи имен числительных, их разряды;

использовать личные местоимения для устранения оправданных повторов, правильно употреблять в речи формы личных местоимений, разграничивать две формы множественного числа личного местоимения "хьин" ("мы") (инклюзив) и "чин" ("мы") (эксклюзив);

определять время глагола, употреблять формы глаголов изъявительного наклонения в прошедшем, настоящем и будущем временах, образовывать отрицательные формы глаголов;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами - "на", "ра (и)", "ва (и)", "амма (но)" и другие;

проводить синтаксический разбор простого предложения;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения.