25.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (агульскому) языку на уровне начального общего образования
25.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (агульскому) языку на уровне начального общего образования.
25.10.1. В результате изучения родного (агульского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (агульского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (агульского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (агульского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (агульского) языка).
25.10.2. В результате изучения родного (агульского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
25.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (агульского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
25.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
25.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
25.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
25.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
25.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
25.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
25.10.3. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать звуки и буквы (букву как знак звука),
различать гласные и согласные звуки:
разграничивать согласные звуки - звонкие и глухие, определять количество и последовательность звуков в слове, воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
выделять в слове ударный слог, определять количество слогов, проводить слого-звуковой разбор слова, переносить слова с одной строки на другую, переносить слова с двух-, трехзначными буквами по слогам;
правильно писать и читать слова с двух-, трехзначными буквами, специфичные согласные звуки агульского языка ([пI], [тI], [кI], [гI], [хI], другие абруптивные, фарингальные звуки);
последовательно называть буквы агульского алфавита, использовать алфавит для упорядочения списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, буквосочетания, соединения букв;
писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм, писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, топонимах), вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
различать слово, предложение и текст, правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения, определять порядок слов в предложении;
находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак и действие предмета;
различать устную и письменную речь, соблюдать орфоэпические и интонационные нормы агульского языка в устной и письменной речи;
воспринимать прослушанный текст, построенный на знакомом языковом материале;
читать целыми словами со скоростью (соответствующей индивидуальному темпу), владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;
вести диалог, используя в речи этикетную лексику;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
писать под диктовку слова (5 - 6 слов), тексты объемом не более 20 слов;
устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям.
25.10.4. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
составлять небольшое описание картины, рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;
понимать на слух речь учителя и других обучающихся;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
находить в тексте слова с заданным звуком, проводить звуковой и звукобуквенный анализ слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям и случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы "фуш?" ("кто?"), "фи?" ("что?");
распознавать слова, отвечающие на вопросы "фикьас?" ("что делать?") и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы "фишттинф?" ("какой?"), "фишттинттар? ("какие?");
различать предложения по цели высказывания и по интонации, строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
выделять главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 35 - 45 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 25 - 35 слов, с учетом изученных правил правописания;
писать изложения и сочинения объемом не более 30 - 50 слов с учетом изученных правил правописания;
анализировать уместность использования речевых средств в разных ситуациях учебного и бытового общения.
25.10.5. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звуко-буквенный анализ слова;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина), различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные, называть грамматические признаки имен существительных, проводить морфологический разбор имени существительного;
различать местоимения в речи, называть личные, вопросительные и указательные местоимения, использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;
различать качественные и относительные имена прилагательные, наблюдать за ролью имен прилагательных в тексте-описании;
распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы "фикьас?" ("что делать?") и "фикьуне?" ("что сделал?"), определять грамматические признаки глаголов;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3 - 5 предложений на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов ва, амма);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать под диктовку текст (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, объемом не более 35 - 45 слов с учетом изученных правил правописания;
писать изложения и сочинения объемом не более 50 - 70 слов с учетом изученных правил правописания.
25.10.6. Предметные результаты изучения родного (агульского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, Дагестана, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;
самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;
определять значение незнакомых слов по контексту;
проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы, подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по контексту;
писать под диктовку текст объемом 45 - 55 слов;
правильно списывать текст объемом не более 65 - 80 слов;
писать изложения и сочинения объемом не более 70 - 90 слов с учетом изученных правил правописания;
определять словообразующие и формообразующие суффиксы и префиксы, образовывать новые слова при помощи аффиксов, разбирать слова по составу;
устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять значение и употребление в речи имен числительных, их разряды;
использовать личные местоимения для устранения оправданных повторов, правильно употреблять в речи формы личных местоимений, разграничивать две формы множественного числа личного местоимения "хьин" ("мы") (инклюзив) и "чин" ("мы") (эксклюзив);
определять время глагола, употреблять формы глаголов изъявительного наклонения в прошедшем, настоящем и будущем временах, образовывать отрицательные формы глаголов;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространенные и нераспространенные предложения;
распознавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами - "на", "ра (и)", "ва (и)", "амма (но)" и другие;
проводить синтаксический разбор простого предложения;
владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;
выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875