40.5. Пояснительная записка
40.5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
40.5.2. На уровне начального общего образования изучение родного (кабардино-черкесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
40.5.3. Родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких ее компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является единство осознания его национальной ценности и уважительного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
(см. текст в предыдущей редакции)
40.5.4. В ходе изучения родного кабардино-черкесского языка предполагается использование материалов кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами ("Русский язык", "Литературное чтение", "Литературное чтение на родном языке", "Окружающий мир" и другие).
40.5.5. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку рассчитана на преподавание учебного предмета в том числе тем обучающимся, для которых кабардино-черкесский язык не является языком общения, однако выбран для изучения в качестве родного языка.
40.5.6. В содержании программы по родному (кабардино-черкесский) языку выделяются следующие содержательные линии: речевая (коммуникативная), языковая, социокультурная. Ведущая содержательная линия - речевая, вся деятельность в рамках этой линии направлена на развитие и совершенствование умения общаться в устной и письменной формах.
40.5.7. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих целей:
обеспечение развития элементарных коммуникативных навыков обучающихся на родном языке через овладение основными видами речевой деятельности;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, о языке как основе национального самосознания адыгского народа;
формирование на материале учебного предмета общей культуры, гражданских и патриотических качеств, основных умений учиться и способности к организации своей деятельности, развитие духовно-нравственной сферы личности обучающихся;
формирование базы первоначальных лингвистических знаний, практическое употребление грамматических форм кабардино-черкесского языка, обогащение актуального и потенциального словарного запаса;
обеспечение мотивации к изучению кабардино-черкесского языка;
развитие устной и письменной родной речи обучающихся, готовности и способности к речевой деятельности на родном языке, потребности в речевом самосовершенствовании; развитие способностей к творческой деятельности; овладение нормами кабардино-черкесского речевого этикета, формирование представлений о национальной специфике единиц родного языка (прежде всего лексических и фразеологических с национально-культурной семантикой);
развитие нравственных и эстетических чувств, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к кабардинскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности;
совершенствование у обучающихся способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное исследование, проект, наблюдение, анализ);
развитие коммуникативных умений, включение обучающихся в практическую речевую деятельность.
40.5.8. Содержание программы по родному (кабардино-черкесскому) языку интегрировано с программой по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке и являет собой единое этноязыковое образовательное пространство.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 372 часа: в 1 классе - 66 часов (2 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
40.5.8.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (кабардино-черкесского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.
(пп. 40.5.8.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875