40.5. Пояснительная записка

40.5. Пояснительная записка.

40.5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

40.5.2. На уровне начального общего образования изучение родного (кабардино-черкесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.

40.5.3. Родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких ее компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.

В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является единство осознания его национальной ценности и уважительного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

40.5.4. В ходе изучения родного кабардино-черкесского языка предполагается использование материалов кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами ("Русский язык", "Литературное чтение", "Литературное чтение на родном языке", "Окружающий мир" и другие).

40.5.5. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку рассчитана на преподавание учебного предмета в том числе тем обучающимся, для которых кабардино-черкесский язык не является языком общения, однако выбран для изучения в качестве родного языка.

40.5.6. В содержании программы по родному (кабардино-черкесский) языку выделяются следующие содержательные линии: речевая (коммуникативная), языковая, социокультурная. Ведущая содержательная линия - речевая, вся деятельность в рамках этой линии направлена на развитие и совершенствование умения общаться в устной и письменной формах.

40.5.7. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих целей:

обеспечение развития элементарных коммуникативных навыков обучающихся на родном языке через овладение основными видами речевой деятельности;

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, о языке как основе национального самосознания адыгского народа;

формирование на материале учебного предмета общей культуры, гражданских и патриотических качеств, основных умений учиться и способности к организации своей деятельности, развитие духовно-нравственной сферы личности обучающихся;

формирование базы первоначальных лингвистических знаний, практическое употребление грамматических форм кабардино-черкесского языка, обогащение актуального и потенциального словарного запаса;

обеспечение мотивации к изучению кабардино-черкесского языка;

развитие устной и письменной родной речи обучающихся, готовности и способности к речевой деятельности на родном языке, потребности в речевом самосовершенствовании; развитие способностей к творческой деятельности; овладение нормами кабардино-черкесского речевого этикета, формирование представлений о национальной специфике единиц родного языка (прежде всего лексических и фразеологических с национально-культурной семантикой);

развитие нравственных и эстетических чувств, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к кабардинскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности;

совершенствование у обучающихся способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

расширение представлений о различных методах познания языка (учебное исследование, проект, наблюдение, анализ);

развитие коммуникативных умений, включение обучающихся в практическую речевую деятельность.

40.5.8. Содержание программы по родному (кабардино-черкесскому) языку интегрировано с программой по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке и являет собой единое этноязыковое образовательное пространство.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 372 часа: в 1 классе - 66 часов (2 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

40.5.8.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (кабардино-черкесского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 40.5.8.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)