98.10. Планируемые результаты освоения программы по языку саха на уровне начального общего образования

98.10. Планируемые результаты освоения программы по языку саха на уровне начального общего образования.

98.10.1. В результате изучения языка саха на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение языка саха, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса языка саха в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе языка саха);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению языка саха).

98.10.2. В результате изучения языка саха на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

98.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления языка саха с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

98.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

98.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

98.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

98.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

98.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

98.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

98.10.3. Предметные результаты изучения языка саха. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

составлять диалоги элементарного и этикетного характера, составлять диалоги-расспросы, диалоги - побуждение к действию;

создавать устные связные монологические высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся и вербально (невербально) реагировать на услышанное;

выполнять логоритмические речевые зарядки; распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 200 лексических единиц;

распознавать изученные морфологические формы и синтаксические конструкции якутского языка;

составлять нераспространенные и распространенные простые предложения;

использовать грамматические конструкции-обращения и грамматические конструкции в рассказе о себе;

составлять словосочетания по схемам;

использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения;

называть части тела, предметы домашнего обихода, школьные принадлежности и другие;

использовать при аудировании языковую догадку.

98.10.4. Предметные результаты изучения языка саха. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

общаться в устной и письменной форме, с использованием рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в рамках тематического содержания речи;

составлять диалоги с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета;

создавать устные монологические высказывания с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций;

воспринимать на слух учебные тексты, построенные на изученном языковом материале;

читать вслух учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимать прочитанное;

списывать текст, выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

владеть алфавитом языка саха, правильно произносить буквы родного языка, различать звуки речи;

правильно характеризовать звуки;

соблюдать правила правописания и пунктуации;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);

образовывать порядковые числительные;

составлять простые предложения из 2 - 3 слов по данным темам;

использовать грамматические конструкции с изученными частями речи;

ориентироваться в небольших произведениях детского фольклора;

употреблять названия родной страны, республики и их столиц.

98.10.5. Предметные результаты изучения языка саха. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

общаться в устной и письменной форме на различные темы;

составлять различные диалоги и монологи с соблюдением норм речевого этикета;

пересказывать прочитанный текст;

воспринимать на слух звучащую речь и учебные тексты и понимать запрашиваемую информацию;

читать вслух учебные тексты с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимать прочитанное;

создавать подписи к картинкам, фотографиям с пояснением, что на них изображено, заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия) в соответствии с нормами, принятыми в стране;

соблюдать изученные правила артикуляции звуков, различать краткие и долгие гласные;

характеризовать согласные звуки родного языка, удвоенные согласные, правильно произносить их;

правильно ставить знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса;

слушать и понимать в устной речи наименования районов (улусов) республики на языке саха;

совершенствовать навыки правильного произношения звуков;

спрягать глаголы по лицам в настоящем времени;

составление словосочетаний и предложений по различным схемам;

владеть лексическим материалом;

определять притяжательное имя в языке саха;

различать единственное и множественное число имен существительных и глаголов;

задавать и отвечать на вопросы, обозначающие количество предметов;

формировать навыки выразительного чтения, употреблять в речи глаголы;

использовать некоторые социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в различных ситуациях общения;

создавать собственные высказывания с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций.

98.10.6. Предметные результаты изучения языка саха. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

использовать рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи;

создавать диалоги, монологи, пересказывать тексты;

понимать и анализировать услышанную информацию;

осознанно читать учебные тексты;

письменно работать с текстом;

владеть фонетическими нормами языка саха;

соблюдать правила правописания и пунктуации при написании текстов на родном языке;

использовать в речи лексические единицы, изученные в 1 - 4 классах;

соблюдать правила построения грамматических конструкций;

различать порядковые числительные;

различать изученные части речи и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях;

владеть информацией о произведениях детского фольклора, информацией о Родине;

использовать языковую догадку.