145.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (хакасском) языке на уровне начального общего образования
145.10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (хакасском) языке на уровне начального общего образования.
145.10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (хакасском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами хакасской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
145.10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
145.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
145.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
145.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
145.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
145.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
145.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
145.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (хакасском) языке с использованием предложенного образца.
145.10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух тексты на хакасском языке, читать вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами, понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух и прочитанных самостоятельно;
читать художественное произведение и (или) его фрагменты по ролям;
читать наизусть 1 - 2 стихотворения разных авторов на хакасском языке;
отличать прозаическое произведение от стихотворного;
различать малые жанры фольклора: пословицу, загадку, считалку, потешки, тахпахи, колыбельную песню;
отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий в прочитанном произведении;
определять (с помощью учителя) тему и главных героев прочитанного или прослушанного текста;
находить средства художественной выразительности в тексте (звукоподражание, повтор);
работать с детской книгой: определять автора, находить оглавление;
иллюстрировать прослушанный текст.
145.10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями, осознанно выбирать интонацию и темп чтения, использовать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
читать художественные произведения по ролям, эмоционально воспринимать на слух прочитанные произведения;
читать наизусть 2 - 3 несложных стихотворения разных авторов (по выбору);
строить короткое монологическое высказывание: краткий или развернутый ответ на вопрос учителя, участвовать в учебном диалоге о прочитанном, дополнять чужой ответ новым содержанием;
проводить элементарный анализ прочитанного произведения, определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
выделять части текста по предложенному плану, составлять план прозаического произведения;
наблюдать за развитием сюжета в произведении, выделять сюжетную линию в рассказе;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
приводить названия изученных произведений, кратко пересказывать их содержание;
различать сказку и рассказ, различать сказки о животных и волшебные, называть их особенности;
находить в произведении изобразительно-выразительные средства (сравнение, олицетворение, повтор) без использования терминов;
инсценировать произведения или отрывки из прочитанных произведений;
иллюстрировать понравившиеся сюжеты произведений.
145.10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать выразительно вслух, читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и смыслового чтения;
читать наизусть 3 - 4 стихотворения разных авторов (по выбору);
определять тему прослушанного текста;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного и (или) прочитанного произведения, самостоятельно составлять вопросы по содержанию прослушанного и (или) прочитанного текста;
высказывать свое мнение о прочитанном, аргументировать свою точку зрения фрагментами из текста, использовать выразительные средства языка в собственном монологическом высказывании;
находить в прочитанном тексте нужную информацию, делить тексты на части и озаглавливать каждую часть;
выявлять в тексте средства художественной выразительности (синоним, антоним, эпитет, сравнение, звукоподражание);
называть особенности прозаической и стихотворной речи, наблюдать за рифмой, ритмом стихотворения;
различать жанры прочитанных художественных текстов, выявлять особенности произведений разных жанров;
инсценировать фрагменты прозаических текстов;
создавать небольшие устные и письменные высказывания на основе прочитанного или прослушанного художественного текста с использованием плана;
иллюстрировать фрагменты прочитанных произведений.
145.10.6. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать вслух и про себя с установкой на смысловое восприятие текста, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;
составлять план текста и использовать его для пересказа, пересказывать небольшие тексты и сюжеты изученных литературных произведений, приводить имена их авторов;
формулировать монологическое высказывание о литературном произведении или герое, приводить описание персонажей, высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений, используя изученные изобразительно-выразительные средства, подтверждать свое мнение фрагментами из произведения;
определять тему и основную мысль прочитанного произведения, выявлять мораль, находить крылатые выражения;
сопоставлять сюжеты, героев (персонажей) одного или нескольких произведений, сравнивать отдельные эпизоды;
создавать небольшие письменные тексты на заданную тему, ориентируясь на составленный план и личный читательский опыт;
самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения на определенную тему).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875