30.6. Содержание обучения в 1 классе

30.6. Содержание обучения в 1 классе.

30.6.1. Начальным этапом изучения родного (башкирского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 45 часов (3 часа в неделю: 2 часа учебного предмета "Родной (башкирский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (башкирском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель.

30.6.2. Обучение грамоте.

Развитие речи. Речь (устная, письменная). Общение (беседа, диалог). Наблюдение за объектами, явлениями природы и пересказ увиденного на родном языке. Развитие речи (иллюстрации, сюжетные картинки). Слушание небольших текстов в исполнении учителя. Ответы на вопросы. Развитие речи. Иллюстрации учебника "Животный мир "Букваря", "Котенок путешествует", "Пчеловод. Ремесла дедов", "Пчелки на полянке" и другие. Малые жанры народного творчества (потешки, считалки и другие): "Котенок путешествует", "Животный мир" и другие.

Рисунок 35

Развитие речи. Иллюстрации учебника "Летние забавы", "Я - школьник!", "Моя семья", "Когда мама на работе", "Летние игры детей" и другие.

Рисунок 36

Графика. Обозначение звука буквой.

Буквы Рисунок 37. Чтение слов с ориентацией на гласный звук. Развитие речи. Сюжетные картинки, "Подарок деду", "Петух - хозяин нашего двора", "Приключения на пасеке у деда".

Буквы Y y - У у, Э э (е), ы, Ии. Взаимосвязь структуры слова и его значения. Развитие речи. Сюжетные картинки "Цыплятки, мои цыплятки", "Берегите лес!", "Что должен знать пчеловод?".

Буквы М м, Н н, Р р, Л л. Развитие речи. Сюжетные картинки "Моя сестренка", "Москва - столица России", "Мой курай".

Рисунок 38

Рисунок 39

Буквы Д д - Т т. Правила списывания предложения. Развитие речи. Сюжетные картинки "Монумент Дружбы", "Счастливые дети разных народов", "Лиса и журавль".

Буквы h h - X x. Списывание текста. Развитие речи. Сюжетные картинки "Сабантуй". В.А. Осеева, рассказ "Что легче?".

Звук. Буквы Б б - П п, В в - Ф ф. Закрепление изученных букв. Взаимосвязь структуры слова и его значения. Развитие речи. Сюжетные картинки "Помогаю маме (папе)", "У нас во дворе", "Уфа - столица Башкортостана".

Буквы Ш ш - Ж ж, Ч ч - Щ щ, Х х, Ц ц. Твердый знак (ъ), мягкий знак (ь). Развитие речи. Сюжетные картинки "Я люблю природу". С.В. Михалков, сказка "Осел и бобр".

Башкирский алфавит (42 буквы). Практическое применение алфавита.

Чтение. Чтение слова с ориентацией на гласный звук. Плавное слоговое чтение. Постепенный переход на плавное чтение целыми слова. Чтение с интонацией и паузами. Осознание смысла предложений при плавном чтении. Начальные умения выразительного чтения рассказа, сказки, стихотворения.

Письмо. Ориентировка в тетрадном листе: горизонтальные, косые линии. Рабочая линия тетради. Начертание строчных и письменных строчек. Письмо букв, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Списывание набора слов, предложения и текста. Письмо под диктовку (обучающий диктант). Пробел между словами. Перенос слова. Списывание слогов, слов, предложений (для начала из трех слов).

Орфография и пунктуация. Правильное соединение букв слова, раздельное написание слов. Прописная буква в начале предложения. Перенос слова. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопрос).

30.6.3. Систематический курс.

Общие сведения о языке. Речь и общение. Язык - средство общения. Диалог. Развитие речи. Иллюстрация учебника. Ответы на вопросы.

Фонетика. Графика. Повторение: алфавит, названия букв, порядок букв в алфавите, звук и буква, согласные и гласные звуки. Мягкие и твердые гласные звуки. Согласные башкирского и русского языков (сравнение, сопоставление). Таблицы звуков.

Рисунок 40

Рисунок 41

Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков в словах. Специфический характер ударения в башкирских словах.

Рисунок 42

Орфография и пунктуация. Правописание слов: правильное соединение букв слова, раздельное написание слов. Прописная буква в начале предложения. Прописная буква в моем имени и фамилии. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Перенос слова. Знаки препинания (точка, вопросительный знак) в конце предложения.

Развитие речи. Общение с учителем, со сверстниками. Ответ на обращение. Составление предложений, небольших текстов по сюжету картин, иллюстраций, материалам учебника. Работа с текстами учебника. Наблюдение за объектами, явлениями природы и пересказ увиденного на родном языке.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Интонирование звуков речи. Составление звуковой модели слов. Слушание говорящего (учителя, других обучающихся). Понимание и осознание прочитанного учителем текста. Устное составление высказываний с использованием иллюстраций, заданий учебника. Заучивание стихотворений, рассказывание сказок и другие.

Говорение. Первоначальное понятие о слове. Предмет и слово. Называние предметов, объектов окружающей действительности, рассказ по иллюстрациям, картинкам учебника на родном языке. Выбор средств, приемов общения (диалог, дискуссия). Общение со сверстниками (диалог), поддержка диалога на родном языке.

Чтение. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Осознанное чтение условия задания, алгоритма выполнения работы. Чтение слов по графической звуковой модели учебника. Осознанное чтение предложений целыми словами. Осознанное чтение текста. Работа над смыслом прочитанного, переработка информации, обобщение.

Письмо. Автоматизация правильного соединения букв по каллиграфическим нормам. Списывание слов и предложений, проверка написанных слов и предложений. Письмо под диктовку слов, предложений, небольшого текста.

Практическая работа. Использование алфавита в практической жизни (составление списка фамилий других обучающихся своего ряда, своей малой группы).