73.9. Содержание обучения в 4 классе

73.9. Содержание обучения в 4 классе.

73.9.1. Общие сведения о языке.

Удмуртский язык как родной язык, государственный язык Удмуртской Республики.

73.9.2. Систематический курс.

73.9.2.1. Фонетика и графика.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным критериям. Звуко-буквенный разбор слова.

73.9.2.2. Орфоэпия.

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного удмуртского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

73.9.2.3. Лексика.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов (повторение и продолжение работы).

73.9.2.4. Состав слова (морфемика).

Состав слов, выделение в словах морфем: корня, суффикса (словообразовательного и формообразующего), приставки (повторение изученного). Наблюдение над значениями наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).

73.9.2.5. Морфология.

Понятие о частях речи. Имя существительное.

Общее значение, вопросы (повторение изученного).

Склонение имен существительных. Падежные суффиксы имен существительных и их правописание.

Синтаксическая роль имен существительных (главный, второстепенный члены предложения).

Разбор имени существительного как части речи.

Имя прилагательное.

Общее значение, вопросы (повторение изученного).

Употребление имени прилагательного с именем существительным (без изменения (способом примыкания к различным падежным формам существительных).

Образование сложных имен прилагательных (наблюдение).

Синтаксическая роль имени прилагательного (главный и второстепенный члены предложения).

Разбор имени прилагательного как части речи.

Местоимение.

Личные местоимения (повторение).

Склонение личных местоимений.

Синтаксическая роль личных местоимений (главный, второстепенный члены предложения).

Глагол.

Отрицательные формы глаголов.

Неопределенная форма глагола. Личные формы глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, прошедшем и будущем времени (спряжение). I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.

Синтаксическая роль глагола (главный член предложения).

Разбор глагола как части речи.

Наречие.

Общее значение, вопросы (наблюдение). Синтаксическая роль наречия (второстепенный член предложения). Употребление в речи.

Имя числительное.

Общее значение, вопросы (наблюдение).

Количественные и порядковые числительные и их правописание.

Простые и составные числительные и их правописание.

Послелог и союз как служебные части речи.

Послелог как часть речи. Роль послелогов в речи. Функция послелогов: связь слов в предложении, образование падежных форм имен существительных и местоимений. Знакомство с наиболее употребительными послелогами (послелоги, обозначающие место происхождения действия: улын (под), вылын (на), азьын (перед), берын (за), Рисунок 1532 (за), куспын (между), шорын (посредине) и другие). Употребление послелогов с существительными и местоимениями, их правописание.

Знакомство с союзами (но (и, но), нош (а), оло (или), яке (или). Употребление союзов для связи однородных членов предложения.

73.9.2.6. Синтаксис.

Сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении при помощи смысловых вопросов (повторение изученного).

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Распространенные и нераспространенные предложения (повторение изученного).

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами но (и, но), нош (а), оло (или), яке (или). Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

73.9.2.7. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение: сложные существительные; падежные суффиксы имен существительных; двойные согласные лл, тт на стыке основы слова и падежного суффикса; сложные прилагательные; порядковые числительные, сложные числительные; знаки препинания в предложениях с однородными членами, с союзами но (и, но), нош (а), оло (или), яке (или).

73.9.2.8. Развитие речи.

Ситуации устного общения (повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах).

Диалог. Монолог. Культура устной и письменной речи.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другие).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение (повторение изученного). Использование элементов описания в текстах повествовательного характера. Составление плана текста повествовательного характера с элементами описания.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста). Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания с использованием вопросов, по коллективно составленному плану, по заданному плану (объемом 70 - 75 слов).

Сочинение как вид письменной работы. Написание сочинений повествовательного характера с элементами описания по заданному началу, по картине или репродукции картины в учебнике, по личным наблюдениям, по прочитанному тексту (объемом 10 - 11 предложений).