34.6. Содержание обучения в 1 классе

34.6. Содержание обучения в 1 классе.

34.6.1. Начальным этапом изучения государственного (бурятского) языка в 1 классе является устный курс. На устный курс рекомендуется отводить 17 часов (1 час в неделю). Продолжительность устного курса может составлять 17 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может составлять 16 недель.

34.6.2. Тематическое содержание речи.

Приветствие. Знакомство. Мой друг. Описание друга (подруги). Давайте посчитаем (1 - 10). Школьные принадлежности. Цвета. Герои любимых сказок. Лексика классного обихода.

34.6.3. Умения по видам речевой деятельности.

Аудирование.

Восприятие и понимание на слух несложных высказываний, произносимых учителем на уроке. Восприятие и узнавание на слух специфических звуков бурятского языка, выполнение упражнений на их тренировку и закрепление. Понимание на слух отдельных слов, мини-текстов.

Говорение.

Диалогическая речь.

Составление диалога этикетного характера: приветствие, знакомство с собеседником, начало и завершение разговора.

Монологическая речь.

Составление небольшого высказывания в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала.

Смысловое чтение.

Умение соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Восприятие печатного слова. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Умение читать вслух и понимать учебные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова с пониманием основного содержания.

Тексты для чтения: ситуативные диалоги, короткие рассказы, стихи, песни, считалки, пословицы и поговорки.

Письмо.

Овладение техникой письма: написание специфичных бурятских букв Рисунок 175, буквосочетаний (долгие гласные, дифтонги), слов. Списывание или выписывание слов на основе их группировки по фонетическим признакам. Вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение. Дописывание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей. Написание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей.

34.6.4. Языковые знания и навыки.

Фонетическая сторона речи.

Правильное произношение гласных и согласных звуков бурятского языка, кратких и долгих гласных звуков, монофтонгов и дифтонгов, твердых и мягких согласных звуков. Сопоставление гласных и согласных звуков бурятского и русского языков. Закон гармонии гласных (сингармонизм). Произношение слов с соблюдением тонического (музыкального) ударения. Произношение фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей. Интонация приветствия, прощания.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное правописание бурятских букв. Правильное написание изученных слов. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 80 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса, слов - названий предметов, их признаков, заимствованных слов.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных грамматических форм: имена существительные в единственном числе, указательные местоимения (энэ, тэрэ), вопросительные местоимения (хэн?, юун?), личные местоимения в родительном падеже (минии, шинии, тэрэнэй), имена прилагательные, обозначающие цвет, качества человека, количественные числительные (1 - 10), конструкция "числительное + имя существительное" в единственном числе (хоёр ном).

34.6.5. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование элементарных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, принятых в бурятском языке, в ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство). Знание значений бурятских имен. Знание небольших произведений бурятского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки, пословицы, поговорки, загадки), персонажей детских сказок.

34.6.6. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту). Использование в качестве опоры при создании собственных высказываний ключевых слов, вопросов, иллюстраций.