45.6. Содержание обучения в 1 классе

45.6. Содержание обучения в 1 классе.

45.6.1. Начальным этапом изучения родного (коми) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 66 часов (2 часа в неделю), из них: период обучения родной грамоте - 56 часов (28 учебных недель), систематический курс родного языка - 10 часов (5 учебных недель). Раздельное изучение учебных предметов "Родной (коми) язык" и "Литературное чтение на родном (коми) языке" начинается со 2 класса.

45.6.1.1. Развитие речи.

Текст. Тема и заголовок текста. Определение соответствия содержания текста его заголовку. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы по тексту. Выделение в тексте опорных слов. Пересказ текста по ключевым словам. Составление высказывания по вопросам. Составление текста из набора предложений. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Устное описание собственных наблюдений. Участие в учебном диалоге, оценивание процесса и результата решения коммуникативной задачи. Составление диалога на заданные темы и ситуации.

45.6.1.2. Слово и предложение.

Роль слова в речевом общении. Слово как единство значения и звучания. Номинативная функция слова. Представление о слове как имени предмета (ноп, коз), о слове как имени собственном (Буско). Различение слов, обозначающих живые существа (рака, мазi) и неодушевленные предметы (Рисунок 847, тшак). Активное введение в речь слов, обозначающих предметы окружающего мира, действия людей и животных. Наблюдение над значением слова. Слова с близким и противоположным значением. Многозначные слова (общее представление).

Слово и предложение. Выделение в предложении слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Предложения с различной интонацией. Использование послелога (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте.

45.6.1.3. Фонетика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, буквы, которые их обозначают. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, которые различаются одним или несколькими звуками (шыр - мыр, гыр - кыр). Различение согласных твердых и мягких. Звонкие и глухие согласные звуки. Звуко-буквенный анализ слов. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных. Деление слов на слоги.

45.6.1.4. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Обозначение мягкости согласных звуков при письме с помощью букв е, Рисунок 848, ю, я, и, ь. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Функции букв ь и ъ. Отличия в фонетической системе коми и русского языков. Буквы и соответствующие им звуки: тш - [ч], дж - [z], дз - [z']. Буква Рисунок 849, звук [Рисунок 850]. Буквы и, i, звук [и]. Особенности букв е, ё, ю, я. Знакомство с коми алфавитом (анбуром). Правильное называние букв коми алфавита в их последовательности.

45.6.1.5. Чтение.

Формирование навыка слогового чтения. Механизм чтения открытого слога. Слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение коротких текстов и стихотворений. Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без терминов). Проговаривание (орфографическое чтение) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

45.6.1.6. Письмо.

Обучение каллиграфическому письму. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами и знака переноса. Письмо под диктовку слов и небольших предложений. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений и текста.

45.6.2. Систематический курс.

45.6.2.1. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

Различение звуков и букв. Гласные и согласные. Согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие. Правильное произношение и написание согласных мягких и твердых, глухих и звонких. Деление слов на слоги. Выполнение письменных работ с соблюдением изученных правил правописания (обозначение мягкости согласных при письме). Коми алфавит. Обозначение звуков речи в коми графике.

45.6.2.2. Слово, предложение.

Осмысление номинативной функции слова. Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Использование в речи слов, обозначающих предметы, действия людей и животных. Наблюдение над значением коми слов.

Различение слова и предложения. Оформление предложений при письме. Знаки препинания в конце предложений. Предложения с различной интонацией. Определение количества предложений в тексте.

45.6.2.3. Развитие речи.

Понимание темы и основной мысли высказывания, заголовка текста. Определение соответствия содержания текста его заголовку. Ответы на вопросы по тексту. Деление текста на части, озаглавливание каждой части. Выделение в тексте опорных слов. Воспроизведение текста по ключевым словам и вопросам учителя. Составление высказывания по вопросам. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Устное описание своих наблюдений. Участие в учебном диалоге на заданные темы.