80.9. Содержание обучения в 4 классе
80.9.1. Тематическое содержание речи.
Танызаалар? (Давайте познакомимся!). Мин паза
,
. (Я, моя семья, мои родственники). Кiзi педiзi. (Строение человека).
, ойыннар. (Игрушки, игры).
. (Мои друзья). Школа,
чуртас. (Школа. Школьная жизнь).
турам. (Мой дом). Елекеннер. (Праздники).
тустары, кен
. (Времена года. Знаки дня).
, хустар, маллар
. (Жизнь зверей, птиц, домашних животных).
Хакасиям
. (Моя Республика Хакасия часть России).
Понимание на слух речи учителя и других обучающихся в процессе общения на уроке. Восприятие на слух небольших учебных текстов и сообщений, построенных на изученном языковом материале, с пониманием основной мысли звучащей речи и запрашиваемой информации фактического характера. Определение последовательности событий в тексте. Осознание цели речевого высказывания. Выделение основной и второстепенной информации.
Диалогическая форма речи. Элементарный этикетный диалог: начало и завершение разговора (в том числе по телефону), прощание. Знакомство с собеседником. Поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление. Выражение извинения. Диалог-расспрос: умение задавать простые вопросы, высказываться в ситуациях повседневного общения.
Монологическая форма речи. Составление кратких монологических высказываний по предложенной теме или рисункам, моделям, образцам. Составление описания. Овладение активным словарем (не менее 700 лексических единиц).
Составление рассказа, информационного сообщения. Пересказ основного содержания прочитанного текста с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций.
Устная защита проектного задания.
Осмысленное чтение вслух небольших текстов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм, обусловленных особенностями хакасской речи. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя. Умение находить в тексте необходимую информацию и использовать ее.
Работа с текстом: ответы на вопросы по содержанию текста, деление текста на смысловые части, чтение вслух небольшого текста, установление последовательности событий в тексте. Изложение содержания прочитанного (услышанного) текста. Использование двуязычного словаря учебника. Прогнозирование содержания текста для чтения на основе заголовка.
Списывание слов, кратких текстов, предложений из текста в соответствии с решаемой учебной задачей. Вставка пропущенных слов в предложение. Озаглавливание текста с использованием темы или основной мысли. Составление плана текста.
Написание коротких сообщений с использованием образца. Изложение коротких текстов по памяти.
Правильная расстановка знаков препинания в конце предложения: точки, вопросительного и восклицательного знаков.
80.9.3. Языковые знания и навыки.
Слог. Ударение. Парные слова. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Распознавание в устной и письменной речи заимствованных слов из русского языка с помощью языковой догадки.
Нормы произношения хакасских звуков и слов. Сингармонизм. Корневой и аффиксальный сингармонизм.
Ритмико-интонационные особенности вопросительного, повествовательного, побудительного, восклицательного предложений.
Корень слова. Аффиксы. Особенности присоединения аффиксов в хакасском языке.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Простые распространенные предложения. Сложные предложения с союзами
("потому что"), "че" ("но").
Употребление в речи имен существительных в единственном и множественном числе в разных падежных формах и в категории принадлежности.
Употребление в речи изученных форм глаголов изъявительного и повелительного наклонений, инфинитива, причастия и деепричастия. Особенности использования форм глаголов, употребляющихся в речи для обозначения действий в будущем и прошедшем времени.
Употребление в речи личных, указательных, вопросительных, отрицательных, лично-возвратных ("позым" ("сам", "сама"), "позыбыс" ("сами"), неопределенных ("кем-де" ("некто"), "ниме-де" ("нечто"),
("какой-то"), "кем-де" ("кто-то"), "ниме-де" ("несколько") местоимений.
Употребление в речи прилагательных в роли сказуемого.
Употребление в речи количественных (до 1000) и порядковых числительных.
Употребление в речи наиболее распространенных наречий. Тус (пеен,
,
, иртен, иирде), (времени (сегодня, вчера, завтра, утром, вечером), орын (мында, анда), (места (здесь, там); изученных послелогов (ечен, азыра,
, чbли), и падежных форм существительных, употребляющихся в речи в роли послелогов (алтында (под), естенде (над), кистbнде (за), союзов (паза (и), че (но), алай ба (или), частиц вопросительных (-ма - -ме, -па - -пе, -ба - -бе), чох (нет), йа (да) и междометий. Изучение наречий образа действия, меры и причины.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875