23.5. Пояснительная записка

23.5. Пояснительная записка.

23.5.1. Программа по родному (абазинскому) языку разработана с целью оказания методической помощи педагогическому работнику родного (абазинского) языка в создании рабочей программы по учебному предмету.

Для обучающихся на уровне начального общего образования родной язык является средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. В условиях билингвальной среды важнейшей задачей изучения родного языка является единство осознания его национальной ценности и уважительного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

В ходе изучения родного (абазинского) языка предполагается использование материалов абазинской литературы, истории и культуры абазин, установление межпредметных связей с изучаемыми учебными предметами ("Русский язык", "Литературное чтение", "Литературное чтение на родном (абазинском) языке", "Окружающий мир").

Изучение родного (абазинского) языка начинается с обучения грамоте. Данный раздел направлен на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, на развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, усвоение первоначальных грамматических и орфографических тем. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению. После обучения письму и чтению начинается раздельное изучение абазинского языка и литературного чтения на абазинском языке.

23.5.2. В программе по родному (абазинскому) языку выделяются три сквозные содержательные линии: общие сведения о языке, систематический курс, развитие речи.

Содержательные линии тесно взаимосвязаны, они определяют предмет обучения и его структуру.

23.5.3. Изучение родного (абазинского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование первоначальных представлений о своеобразии родного (абазинского) языка, национальных традициях и культуре абазинского народа;

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному (абазинскому) языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

развитие познавательного интереса к родному (абазинскому) языку, стремления совершенствовать свою речь;

формирование способности выбирать языковые средства в соответствии с целями, задачами и условиями общения, делать выводы и обосновывать свои суждения на родном (абазинском) языке;

формирование способности воспринимать на слух устные высказывания учителя (других обучающихся);

формирование и развитие умений правильно читать и грамотно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

формирование первоначальных представлений о системе и структуре абазинского языка (лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе).

23.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (абазинского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (23 недели - 2 часа в неделю и 10 недель - 1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

(пп. 23.5.4 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

23.5.4.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (абазинского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 23.5.4.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)