59.7. Содержание обучения во 2 классе
59.7.1. Ненэй
урок (Урок ненецкого языка).
Ориентироваться в учебнике, находить содержание, справочный аппарат, соотносить изображение навигационных значков с их содержанием. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли ненецкого языка. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. Различать ненецкую устную и письменную речь. Участвовать в беседе.
59.7.2. Хэтыбада вада, падыбада вада (Слова, которые произносим, слова, которые пишем).
Ориентироваться в учебнике, находить содержание, справочный аппарат, соотносить изображение навигационных значков с их содержанием. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли ненецкого языка. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. Различать ненецкую устную и письменную речь. Участвовать в беседе.
няби
.
(Звуки и буквы. Гласные звуки). Объяснять определение алфавита и его функции. Употреблять правильные названия букв и правильно располагать их в алфавитном порядке. Располагать заданные слова по алфавиту. Повторять правило о прописной букве в именах и названиях.
(Согласные звуки). Употреблять знания о гласных и согласных звуках, полученные в 1 классе: о способе их образования, обозначении звуков речи буквами. Объяснять смыслоразличительную роль звуков и букв в слове, слогообразующую роль гласных, особенности йотированных гласных. Соотносить слово и его слого-звуковую схему.
Ненэй
алфавит (Ненецкий алфавит).
няби
(Глухие и звонкие согласные звуки).
Лахана тоходанва (Картинкавна
падыбава). Учимся говорить (беседовать). Составляем рассказ по картинке. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики.
Определять на слух парный по глухости - звонкости согласный звук перед согласным. Проводить звуко-буквенный анализ слов. Составлять устный рассказ по картинке с помощью опорных слов (под руководством учителя). Записывать составленный рассказ.
Твердой няби мягкой согласной
(Твердые и мягкие согласные звуки).
Глухой
(Глухой гортанный смычный звук).
Лахана тоходанва: Картинкавна
падыбава (Учимся говорить (беседовать). Составляем рассказ по картинке. Закреплять знания о согласных звуках. Различать глухой гортанный смычный и звонкий гортанный смычный.
Тренироваться образовывать форму множественного числа с помощью буквы глухой тасер. Наблюдать влияние глухого тасера на следующие звуки [х], [с], [п], [т]. Усваивать правильное произношение таких звукосочетаний. Применять полученные знания на практике. Составлять и записывать рассказ по картинке с помощью плана и опорных слов. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Звонкой
(Звонкий гортанный смычный звук). Различать глухой гортанный смычный и звонкий гортанный смычный на слух. Писать звонкий гортанный смычный звук в словах и объяснять его правописание. Переводить словосочетания на русский язык. Наблюдать влияние звонкого гортанного смычного звука на последующие звуки (их видоизменение). Усваивать правильное произношение таких звукосочетаний. Произносить слова согласно нормам письменного ненецкого языка. Определять слова с краткими и долгими гласными, твердыми и мягкими согласными, слова с глухим и звонким тасерами.
еркы глухой
(Глухой гортанный смычный звук в середине слова). Знакомиться со словами, имеющими в середине слова глухой гортанный смычный звук. Определять на слух и выделять в слове глухой гортанный смычный звук, в середине слова. Наблюдать произношение гласного звука, стоящего после глухого гортанного смычного звука. Объяснять то, что такой звук не образует слога. Выполнять контрольное списывание. Находить слова с глухим гортанным смычным звуком. Объяснять правописание трудных слов.
Лахана тоходанва (Учимся говорить (беседовать). Составляем рассказ по картинке.
Вада няби
тярпа падыбава (Деление на слоги, перенос слогов).
Закреплять знания о делении слов на слоги. Объяснять правило переноса слов и применять его на практике. Контролировать правильность написанного и исправлять ошибки.
Таневабцор
(Проверь себя). Словарный диктант.
буква падыбава (Правописание непроверяемой безударной гласной). Объяснять термины: "непроверяемая безударная гласная", "безударная гласная, проверяемая ударением", "словарное слово". Усваивать способы проверки написания безударных гласных.
Теневабцор манэс (Проверь себя). Контрольное списывание.
Лахана тоходанва (Картинкавна
падыбава) (Составление рассказа по картинке). Определять число имен существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (ты -
). Произносить правильно имена существительные в форме единственного и множественного числа. Определять, что обозначает имя существительное - человека или не человека (все остальные предметы, включая представителей животного мира). Наблюдать, как имена существительные, стоящие в форме единственного и множественного числа, изменяются в речи. Составлять рассказ по картинке и данному плану.
Хибядикы
(Слова, отвечающие "хибя?" ("кто?").
Теневабцор
(Проверь себя) (Диктант).
Лаханако тоходанва (Учимся говорить, беседовать).
Предложенияханасаць тарана
подлежащий няби сказуемой (Главные члены предложения - подлежащее, сказуемое).

Тохолавы тензибтембава (Повторение изученного). Повторять изученный за год материал, выполняя проверочные упражнения. Закреплять полученные знания, умения и навыки, применяют их на практике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
няби
(Звуки и буквы).
(Согласные звуки).

тярпава.









