107.9. Содержание обучения в 4 классе

107.9. Содержание обучения в 4 классе.

107.9.1. Речевая и читательская деятельность.

Чтение вслух любого прозаического и поэтического текста. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.

Чувство любви к Отечеству, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края - главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине.

Роль и особенности заголовка произведения (закрепление). Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.

Понятия: "кулямас", "эпос", "композиция произведения" (начало, завязка, кульминация, развязка, эпизод), метафора.

Малые жанры фольклора: кулямас - жанр башкирского фольклора, шуточное прозаическое произведение с неожиданным, парадоксальным финалом.

Различия между народной и авторской песней. Чувства, которые рождают песни. Темы песен.

Кубаир и эпос как народный песенный сказ о важном историческом событии. Характеристика эпоса - героического песенного сказа, его особенности (тема, язык). Эпос "Урал батыр" - древний памятник башкирской словесности. Язык кубаира и эпоса, устаревшие слова, их место в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Отзывы к литературным произведениям.

Картины природы в произведениях поэтов и писателей. Картины природы в произведениях поэтов и писателей: Г. Юнусовой, Р. Нигмати, М. Гафури, Ф. Тугызбаевой и других. Пейзаж в творчестве художников (А. Бурзянцева, А. Лутфуллина и других) как иллюстрация к лирическому произведению. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция).

Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Повесть - один из видов эпического произведения.

Произведения о детях. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы сельских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности в тексте юмористического содержания: художественное преувеличение.

Библиографическая культура. Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о башкирской культуре.

Общее представление о первых книгах на Руси: первая славянская азбука Кирилла и Мефодия. Первые рукописные книги башкир и татар: поэма Кул Гали "Кисса-и Йусуф". Первый "Букварь для башкир" В.В. Катаринского (1892 год).

Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Литературоведческая пропедевтика. Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, кубаир, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

107.9.2. Круг детского чтения.

107.9.2.1. Мир вокруг меня.

Рисунок 3402

Рисунок 3403

Рисунок 3404

Рисунок 3405

Рисунок 3406

Рисунок 3407

Рисунок 3408

Рисунок 3409

Рисунок 3410

107.9.2.2. Я и моя семья.

Рисунок 3411

Рисунок 3412

Рисунок 3413

Рисунок 3414

Башкирская народная сказка "Олатайым васыяттары" ("Завещание дедушки").

Рисунок 3415

107.9.2.3. Мой край - Башкортостан.

Рисунок 3416

Песня "Шаймуратов генерал" (слова К. Даяна, музыка З. Исмагилова).

Рисунок 3417

Рисунок 3418

Рисунок 3419

Рисунок 3420

Рисунок 3421

Рисунок 3422

Эпос "Урал батыр" (отрывок).

Кубаир "Уралда" ("На Урале") (отрывок).

Кулямас - жанр башкирского фольклора.

Рисунок 3423

"Башкирские города" (научно-популярный текст).

Рисунок 3424

Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки.

107.9.3. Творческая деятельность

Уточнение модели изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений: текст-описание; текст-повествование, текст-рассуждение. Прогнозирование развития сюжета рассказа. Создание отзыва, развернутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа. Интерпретация произведения в выразительном чтении. Придумывание продолжения читаемого произведения.

Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели.

Портфолио творческих работ. Презентация любого продукта творческой деятельности обучающегося и группы обучающихся.

Составление текста по прочитанному произведению.

Создание собственного устного или письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению или на репродукции картин художников.

Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие.

Выполнение проектов: "Мой любимый герой", "Национальная одежда башкир", "Рецепты моей бабушки", "Природные памятники Башкортостана".