107.5. Пояснительная записка

107.5. Пояснительная записка.

107.5.1. Программа по литературному чтению на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

107.5.2. Литературное чтение на родном (башкирском) языке - один из важнейших учебных предметов начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения осмысленно читать, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, способствует формированию общей читательской грамотности и потребности обучающихся в систематическом чтении, закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся. Успешное освоение курса литературного чтения на родном (башкирском) языке, ввиду наличия межпредметных связей с родным языком, русским языком и литературным чтением на русском языке, способствует результативному обучению другим предметам начального общего образования, а также освоению дисциплины "Родная (башкирская) литература" на уровне основного общего образования.

107.5.3. Курс призван ввести обучающихся в мир башкирской детской художественной литературы и фольклора, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текстов и книгой. Кроме того, обучающиеся учатся понимать место и роль башкирской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей. Таким образом, изучение родной литературы на начальном уровне служит основой для формирования культурной самоидентификации обучающихся.

107.5.4. В содержание программы по литературному чтению на родном (башкирском) языке выделяются следующие содержательные линии: речевая и читательская деятельность, круг детского чтения, творческая деятельность, речевая и читательская деятельность.

107.5.4.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору литературного чтения на родном (башкирском) языке, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 107.5.4.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

107.5.5. Изучение литературного чтения на родном (башкирском) языке направлено на достижение следующих целей:

развитие читательских умений;

воспитание ценностного отношения к башкирской литературе как существенной части родной культуры;

включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение башкирской национальной культуры.

107.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).