87.5. Пояснительная записка

87.5. Пояснительная записка.

87.5.1. Программа по родному (чувашскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

87.5.2. Программа по родному (чувашскому) языку предусматривает взаимосвязанное развитие основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма, формирование элементарных коммуникативных навыков на чувашском языке, способности и готовности общаться с носителями чувашского языка в устной и письменной форме с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся.

87.5.3. Изучение родного (чувашского) языка направлено на осознание обучающимися значимости изучения родного и других языков в современном мире, овладение умением осуществлять межличностное и межкультурное общение. В процессе овладения родным (чувашским) языком обучающиеся получают представление о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном портрете Чувашской Республики, ее символике, культурном наследии, традициях чувашского народа, о сходстве и различиях в традициях чувашского и русского народов, об особенностях образа жизни, быта, культуры чувашей, о произведениях чувашского устного народного творчества. Обучающиеся учатся распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), представлять родной край и его культуру в форме презентаций, устных сообщений, письменных текстов.

87.5.4. Изучение родного (чувашского) языка предполагает расширение лингвистического кругозора, получение общих представлений о строе чувашского языка и его отличиях от русского языка, формирование основ коммуникативной культуры: способности ставить и решать посильные коммуникативные задачи, использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет.

Важным направлением процесса изучения родного (чувашского) языка является формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету, а также необходимых универсальных учебных действий и специальных учебных умений, которые заложат основу успешной учебной деятельности по овладению чувашским языком на следующем уровне образования.

87.5.5. Материал программы по родному (чувашскому) языку выстроен концентрически, предусматривает изучение идентичных разделов в каждом классе, повторяющиеся виды деятельности. Подобная структура обеспечивает постепенное возрастание сложности учебного материала, способствует комплексному его изучению. За счет употребления в речи и многократного повторения сходных языковых формул и конструкций (коммуникативная методика действия по аналогии, или способность к самостоятельному конструированию) у обучающихся формируются умения следовать законам языка в изменяющихся речевых ситуациях.

87.5.6. Включенность родного (чувашского) языка в систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарной направленности: "Русский язык", "Литературное чтение". По линии повышения уровня владения родной речью, обогащения словарного запаса на родном языке, формирования функциональной грамотности родной (чувашский) язык тесно связан с учебным предметом "Литературное чтение на родном (чувашском) языке".

87.5.7. Программой по родному (чувашскому) языку предусмотрено использование методически целесообразных средств обучения, современных педагогических технологий деятельностного типа, информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

87.5.8. В содержании программы по родному (чувашскому) языку выделяются следующие содержательные линии:

тематическое содержание речи (расширение словарного запаса обучающихся за счет изучения базовых тем, актуальных для младшего школьного возраста);

речевые умения (развитие способностей воспринимать родную речь на слух, говорить, читать и писать по-чувашски);

языковые знания и навыки (начальное изучение чувашского языка как системы).

87.5.9. Ценностные ориентиры содержания программы по родному (чувашскому) языку основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Содержание программы по родному (чувашскому) языку включает материалы, расширяющие представления обучающихся о России, Чувашской Республике и формирующие чувство патриотизма, гордости за свою страну. Предусмотрено обсуждение таких вопросов, как любовь к своей семье, почитание родителей, забота о старших и младших, здоровый образ жизни, трудолюбие, положительное отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Значительное внимание уделяется современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения природного разнообразия родной страны, что закладывает основы формирования экологического сознания обучающихся.

Эстетическое развитие обучающихся обеспечивается за счет наличия в содержании родного (чувашского) языка фольклорных текстов, авторских стихотворений, сказок и рассказов.

87.5.10. Изучение родного (чувашского) языка направлено на достижение следующих целей:

развитие элементарных коммуникативных умений на чувашском языке, видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма;

овладение первоначальными знаниями о системе и особенностях чувашского языка, употребление языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в программе;

формирование мотивации к изучению чувашского языка как важнейшей духовно-нравственной ценности чувашского народа, приобщение обучающихся к чувашской культуре и традициям, формирование культурной и этнической идентичности как составляющих общероссийской гражданской идентичности.

ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения чувашского языка, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;

87.5.11. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (чувашского) языка, - 237 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

87.5.11.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (чувашского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 87.5.11.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)