55.6. Содержание обучения в 1 классе

55.6. Содержание обучения в 1 классе.

55.6.1. Приветствие, знакомство, прощание.

55.6.1.1. Содержание и ситуации для говорения.

Научить приветствовать друг друга, знакомиться, прощаться. Познакомить с историей образования Республики Марий Эл, с историей возникновения и развития марийского языка.

55.6.1.2. Лексика и речевые образцы.

Здравствуйте! Как тебя зовут? Меня зовут... . До свидания, ... . Девочка, мальчик.

55.6.1.3. Грамматический материал.

Вопросительные предложения. Местоимения мой, твой.

55.6.1.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Информация о Республике Марий Эл, о марийском языке. "Любознательный заяц", "Онар".

55.6.2. Это что?

55.6.2.1. Содержание и ситуации для говорения.

Слова, пришедшие в марийский язык с русского языка. Гласные звуки и буквы о, а.

55.6.2.2. Лексика и речевые образцы.

Это что? А это что? Это ... (петух, дверь, яблоко, окно).

Нет, это не ... . Это - ... . Слова, заимствованные с русского языка. Марийские имена: Салика, Айвика, Васлий, Йогор и другие

55.6.2.3. Грамматический материал.

Отрицательные конструкции.

Нет, это не яблоко. Это груша. Вопросительное предложение.

55.6.2.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Рифмовка "Петух", "Трусливый заяц".

55.6.3. Это кто?

55.6.3.1. Содержание и ситуации для говорения.

Буква и звук о. Слова с гласным о. Гласная буква и звук и. Слова с гласной и. Слова, называющие профессии.

55.6.3.2. Лексика и речевые образцы.

Это кто? Это... . Ты кто? Я ... . Слова, заимствованные с русского языка: фотограф, врач, шофер и другие

55.6.3.3. Грамматический материал.

1 и 2 лицо глагола улаш (быть). Местоимения я, ты. Особенности использования вопросов Рисунок 1078 ("кто?"), "мо?" ("что?").

55.6.3.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Бик. "Снегирь", "Я наездник" (1 куплет), "Акпарс".

55.6.4. Ты что делаешь?

55.6.4.1. Содержание и ситуации для говорения.

Составление предложений с обозначением действий. Гласная буква и звук ы. Особенности произношения звука ы. Слова с гласными буквами ы, у.

55.6.4.2. Лексика и речевые образцы.

Ты кто? Ты что? Я - девочка. Я - пчела. Ты что делаешь? Я играю. Я жужжу.

Кошка, лиса, лошадь, белка, лягушка, корова, улица, шуба, жужжать, мяукать, скакать, гнаться, шить.

55.6.4.3. Грамматический материал.

1, 2, 3 лицо глаголов. Местоимение это.

55.6.4.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

"Я наездник". Рифмовки, считалки.

55.6.5. Что есть в классе?

55.6.5.1. Содержание и ситуации для говорения.

Назвать кто? и что? есть в классе. Гласная буква и звук у. Согласные буквы и звуки н, Рисунок 1079. Лесная школа.

55.6.5.2. Лексика и речевые образцы.

Это девочка или мальчик. В классе что есть? Кто в классе? Классыште ... уло. Мальчик, девочка, стол, стул, Рисунок 1080, Рисунок 1081, бык, овечка, еж, щука, заяц, гриб, Рисунок 1082, Тунемме Рисунок 1083 (книга, тетрадь, ручка, дневник...).

55.6.5.3. Грамматический материал.

Местный падеж.

55.6.5.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

"Так мы сеем семена".

55.6.6. Ты где находишься?

55.6.6.1. Содержание и ситуации для говорения.

Говорение о месте нахождения. Согласные буквы и звуки: к, с, т, л, р, в.

55.6.6.2. Лексика и речевые образцы.

Ты где? Я ... . Ты что любишь? Я люблю ... . Солнце, птица. Ворона. Мышь, утка, слива, ученик, слова, заимствованные с русского языка, театр, школ, двор, рябина, семечко, зерно, вода.

55.6.6.3. Грамматический материал.

Винительный и местный падежи.

55.6.6.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

"Так мы сеем семена". "Ворона прилетела...", "Рак и ворона", рифмовки, скороговорки.

55.6.7. Зима.

55.6.7.1. Содержание и ситуации для говорения.

Зимний день. Катание на лыжах. Буквы и звуки е, м, п, з, б.

55.6.7.2. Лексика и речевые образцы.

Зима, лыжи, лыжник, гора. Медведь, собака, волк. Зима пришла. Я - лыжник, кататься на лыжах, на санках, снег идет. Снег не идет. Любить зиму, сегодня холодно, нет. Не холодно.

55.6.7.3. Грамматический материал.

Винительный и местный падежи.

55.6.7.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Миклай Казаков. "Я люблю зимний день", В. Исенеков. "Снежинка". Рифмовки, "Лиса и медведь".

55.6.8. Новый год.

55.6.8.1. Содержание и ситуации для говорения.

Наступает Новый год. Готовимся встречать Новый год. Буквы и звуки д, я, е.

55.6.8.2. Лексика и речевые образцы.

Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, деревня, в деревне, звери, лес, в лесу, ель, елка. Подарок, на елку вешать игрушки. Дедушку Мороза ... ждем.

55.6.8.3. Грамматический материал.

Винительный и местный падежи.

55.6.8.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

"Белые снежинки", "Танцуют все", "Белый заяц", марийские пляски, рифмовки.

55.6.9. Кто дежурный? Зима.

55.6.9.1. Содержание и ситуации для говорения.

Я дежурный. Зимняя погода. Что делают зимой? Буквы и звуки г, ч, ж, ш. Школа птиц.

55.6.9.2. Лексика и речевые образцы.

Кто сегодня в классе дежурный? Кого сегодня нет? Почему его нет? Он больной. Я не знаю. Сегодня какая погода? Какое время года? Я катаюсь. Я не катаюсь. Курица, цыплята, дятел, скворец, соловей, тепло, жарко, петь, свистеть.

55.6.9.3. Грамматический материал.

2 спряжение глаголов. Отрицательная форма глаголов.

55.6.9.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Крылов. "Снежинки летают", "Курицы", рифмовки.

55.6.10. Птицы и дикие животные.

55.6.10.1. Содержание и ситуации для говорения.

Рассказ о птицах и детенышах животных. Игра "Гусята". Буква и звук й.

55.6.10.2. Лексика и речевые образцы.

Гусята. Утята, котята. Лебедь, плывет, скачет. Умею летать, не умею.

55.6.10.3. Грамматический материал.

Отрицательная форма глагола. Винительный падеж.

55.6.10.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

"Гусята, "Гусыня и лебедь", рифмовки.

55.6.11. Спорт. Я считаю.

55.6.11.1. Содержание и ситуации для говорения.

Февральская погода. Я спортсмен. Кто самый сильный спортсмен?

Я умею считать. Ты что умеешь делать? Делай так.

55.6.11.2. Лексика и речевые образцы.

Ветер, месяц февраль, ветреный, самый сильный, числительные до 10, я - футболист, слова, заимствованные с русского языка: хоккей, хоккеист, беги. Держи, хватай. Дай. Брось.

55.6.11.3. Грамматический материал.

Деепричастные конструкции. Повелительное наклонение.

55.6.11.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Гр. Иванов. "Фе-фу-фон", Я. Ялкайн. "Метель, уйди", рифмовки.

55.6.12. Весна. Марий Эл.

55.6.12.1. Содержание и ситуации для говорения.

Весна идет. Ты где живешь? Вы где живете? В Марий Эл. Буквы и звуки ю, э, ь, ъ.

55.6.12.2. Лексика и речевые образцы.

Марий Эл, река, Элнет (Илеть), Юл (Волга), Какшан (Кокшага), малина, тепло, рядом, есть, жить, снег тает.

55.6.12.3. Грамматический материал.

Местоимения мы, вы. 1, 2 лицо глаголов множественного числа.

55.6.12.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Марийские названия деревень, рек, озер (Топонимика).

55.6.13. До свидания, букварь.

55.6.13.1. Содержание и ситуации для говорения.

Чтение стихов на буквы марийского алфавита. Подготовка к празднику "Прощание с букварем".

55.6.13.2. Лексика и речевые образцы.

Ты знаешь эту букву? Это какая буква? Читай букву.

55.6.13.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Песня "Где же буква "А"?", "До свидания, букварь", рифмовки.

55.6.14. Весна. Семья. Работа.

55.6.14.1. Содержание и ситуации для говорения.

Красавица-весна. Моя семья. Где работает твой папа? Ты кем хочешь быть?

55.6.14.2. Лексика и речевые образцы.

Красавица-весна (солнце греет, снег тает, зеленая трава), семья (мама, папа, сын, дочь, дедушка, бабушка, братишка, сестренка, внук, внучка, тетя, малыш, ребенок, сестра, женщина, мужчина, маленький, большой, молодой, друг, добрый, умный, работа, работать, это моя семья (мама, папа ...). У тебя есть тетя? Ты маму любишь? Где работает твой папа?

55.6.14.3. Грамматический материал.

Имя прилагательное. Притяжательные суффиксы.

55.6.14.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

С. Чавайн. "Весна-красна", А. Федоров. "Мама", Гр. Иванов. "Не устаю", "Дай дорогу", "Мы сами как ягоды", рифмовки.

55.6.15. Части тела. Что у тебя болит?

55.6.15.1. Содержание и ситуации для говорения.

Название частей тела. У кого что болит.

55.6.15.2. Лексика и речевые образцы.

Голова, глаза. Рот, нос. Уши, губы, волосы, зубы, нога, рука, палец, живот, спина, горло, плечо, грудь, белый, черный, зеленый, синий, коричневый, красный. Что у тебя болит? Кто больной? Врач что делает? Мой лицо, покажи руки, пей лекарство, чисти зубы, расчесывай волосы.

55.6.15.3. Грамматический материал.

Имена прилагательные. Повелительное наклонение глагола.

55.6.15.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Горохов. "Весна", загадки.

55.6.16. Одежда. Обувь.

55.6.16.1. Содержание и ситуации для говорения.

Одеваем куклу. В магазине купим одежду. Кто какую вещь купил?

55.6.16.2. Лексика и речевые образцы.

Шапка, шуба, варежки, сапоги, валенки, платок. Пиджак, штаны, рубашка, одевать. Надевать, раздевать, надень шубу, снимай шубу. Ты что хочешь купить? Какую шубу хочешь купить? Спасибо!

55.6.16.3. Грамматический материал.

Повелительное и желательное наклонение глаголов. Имена прилагательные.

55.6.16.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

С. Чавайн "Красивый май", В. Крылов "Сапог", отрывки из сказок А.С. Пушкина.

55.6.17. Природа.

55.6.17.1. Содержание и ситуации для говорения.

Рассказ о природе. Лето. Рассказ о лесе, о лете. Названия животных, рыб, цветов.

55.6.17.2. Лексика и речевые образцы.

Гора, поле, луг, озеро, лес, деревья, цветы, ящерица, змея, лягушка, муха. Какие животные живут в лесу? Какие рыбы живут в озере? Какие цветы цветут на лугу?

55.6.17.3. Произведения и лингвокраеведческий материал.

"Воды текут". "Чоткар-богатырь". Б. Данилов "Ящерица", Осмин Йыван "Ромашка", Э. Анисимов "Родной край".