111.8. Содержание обучения в 3 классе

111.8. Содержание обучения в 3 классе.

111.8.1. Тексты о традиционных знаниях долган.

Рисунок 3872

П.И. Туприн "Болок - hырга дьиэ" ("Балок"), "Кайдак кыhын илимнииллэр" ("Как зимой рыбачат"), "Бултааhын" ("Охота"), "Дулганнар Рисунок 3873" ("Традиции долган").

Народные приметы о природных явлениях.

А.А. Барболин "Дулгаан оголорун оонньуурдара" ("Игрушки долганских детей").

Л.Е. Алексеев "Рисунок 3874 оонньуулара" ("Игры предков").

111.8.2. Фольклор долган. Произведения устного народного творчества.

Долганские фольклористы. Пословицы. Загадки. Сказки.

Долганские сказки "Кыhыл Рисунок 3875 балыгы гытта куокаа" ("Окунь и щука"), "Горонуоккаан" ("Горностайчик"), "Рисунок 3876 огонньор" ("Старик Лере"), "Ньымалаак кутуйак" ("Смышленая мышка").

111.8.2.1. Литературоведческая пропедевтика: закрепление первоначального представления о долганском фольклоре и его жанрах, о долганских загадках и их тематических группах (о животных, растениях, явлениях природы, человеке, предметах), о долганских пословицах, сказках и видов (о животных и птицах, волшебные и бытовые; тема и главная мысль сказки, сказочный герой, характеристика героя, учебные тексты о фольклористах, отличие учебного и художественного текстов (фольклорного и литературного).

111.8.3. Произведения долганских писателей.

Рисунок 3877

А.Е. Спиридонова, стихотворение "Бэртээк кэм" ("Хорошее время").

Рисунок 3878

М.В. Чарду, стихотворение "Рисунок 3879 кэмнэрэ" ("Рыбацкие будни").

Л.С. Туприн, стихотворения "Рисунок 3880" ("Весна"), "Кынаттар" ("Крылья").

Н.Л. Туприн (Кэсилэк Уол), стихотворения "Мин табам бараксан" ("Мой милый олень"), "Рисунок 3881" ("На слете").

В.Н. Рудинская, рассказы "Рисунок 3882 Рисунок 3883" ("Закон предков"), "Морооско" ("Морошка"), "Рисунок 3884" ("Кочевье").

111.8.3.1. Литературоведческая пропедевтика.

Формирование понятий - писатель, биография и творчество писателя, первый долганский писатель, первое литературное произведение на долганском языке, стихотворение, рассказ, поэт (поэтесса), главный герой произведения, строфа и строка стихотворения, тема и главная мысль произведения, характеристика героя, средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение, эпитет).

111.8.4. Литературные сказки народов России.

М. Горький "Барабыайкаан" ("Воробьишка").

Л.Н. Толстой "Уолаттары гытта тээтэлэрэ" ("Отец и сыновья"), "Кыыс огону гытта куhаган киhилэр" ("Девочка и разбойники").

М.П. Федотова (Нулгынэт) "Мороду" ("Чирок-клоктун").

Х.Н. Сокольникова "Таба онно турку" ("Олень и нарты").

А.А. Тоги "Рисунок 3885, hиэгэн онуга кырса" ("Волк, рысь и песец").

111.8.5. Литературоведческая пропедевтика.

Закрепление понятий - писатель, первый долганский писатель, первое литературное произведение на долганском языке, стихотворение, рассказ, поэт (поэтесса), главный герой произведения, строфа и строка стихотворения, тема и главная мысль произведения, характеристика героя, средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение, эпитет).