147.5. Пояснительная записка

147.5. Пояснительная записка.

147.5.1. Программа по литературному чтению на родном (цахурском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

147.5.2. Литературное чтение на цахурском языке объединяет два основных направления в обучении - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений на цахурском языке.

147.5.3. Знакомство обучающихся с доступным их возрастом художественными произведениями классиков цахурцев и других народов России способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Произведения цахурских и русских поэтов и писателей, входящие в круг чтения детей, развивают у обучающихся умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формируют навыки доброжелательного сотрудничества.

147.5.4. Важнейшим аспектом литературного чтения на цахурском языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения своих знаний об окружающем мире.

147.5.5. В содержание программы по литературному чтению на родном (цахурском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности, работа с текстом художественного произведения, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

147.5.6. Изучение литературного чтения на родном (цахурском) языке направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования обучающихся;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

воспитание интереса и уважения к культуре народов многонационального Дагестана и России, формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к жизни и культуре народов многонациональной России и других стран;

ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов; формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.

147.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (цахурском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

147.5.7.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору литературного чтения на родном (цахурском) языке, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 147.5.7.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)