92.5. Пояснительная записка
92.5.1. Программа по родному (эвенскому) языку на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. Программа по родному (эвенскому) языку составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НООО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
92.5.2. На уровне начального общего образования изучение родного (эвенского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале эвенского языка станут основой последующего обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
92.5.3. Изучение родного (эвенкийского) языка обладает огромным потенциалом приобщения к традиционным социокультурным и духовно-нравственным ценностям, принятым в обществе правилам и нормам поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Как учебный предмет эвенский язык играет важную роль в социализации личности обучающихся, в формировании у них этнической и гражданской идентичности, чувства гордости за свой народ, свой край, свою страну. Значимыми личностными результатами обучающегося являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка, формирование ответственности за сохранение чистоты эвенского языка. Свободное владение эвенским языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Содержание программы по родному (эвенскому) языку ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами родного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Каждый тематический блок программы по родному (эвенскому) языку включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа по родному (эвенскому) языку создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению эвенского языка в образовательных организациях.
В программе по родному (эвенскому) языку материал для разговорной речи, чтения, грамматики располагается по тематическому принципу. Этот принцип оказывает положительное влияние на изучение необходимого словаря, типовых предложений, также на организацию работ по развитию речи, помогает системно, пошагово организовать учебно-воспитательную работу в классе, связать учебный материал с жизнью, обогатить и расширить речевой и жизненный опыт обучающихся. В программу по родному (эвенскому) языку включены также загадки, пословицы, сказки, песни, игры.
92.5.4. Содержание программы В программе по родному (эвенскому) языку обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения эвенского языка на уровне основного общего образования и подчеркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
92.5.5. В содержании программы по родному (эвенскому) языку выделяются следующие содержательные линии: общие сведения о языке, система языка, развитие речи.
92.5.6. Изучение родного (эвенского) языка направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
формирование коммуникативной компетенции на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;
овладение первоначальными представлениями о системе эвенского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис;
приобщение обучающихся к новому социальному опыту за счет проигрывания на эвенском языке различных ролей в учебных и игровых ситуациях.
92.5.7. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (эвенскому) языку предусматривает решение следующих задач:
формирование представлений о эвенском языке как средстве общения и познания культуры своего народа;
формирование у детей уважения и интереса к родному языку и культуре;
формирование первоначальных представлений об единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и тому подобное), наблюдаемых в русском и эвенском языках;
воспитание потребности в практическом использовании эвенского языка в различных сферах деятельности;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, памяти и мотивации к дальнейшему изучению эвенского языка на уровне основного общего образования;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, национальных игр, спектаклей с использованием эвенского языка.
92.5.8. Программа по родному (эвенскому) языку позволит педагогическому работнику:
реализовать в процессе преподавания эвенского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание эвенского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса.
92.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (эвенского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - по 68 часов (2 часа в неделю).
92.5.9.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору одного родного (эвенского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.
(пп. 92.5.9.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875