98.8. Содержание обучения в 3 классе
98.8.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Наша республика. Город Якутск - столица алмазного края. Улусы Якутии. Гербы улусов и их значения. Чем богата наша республика? (полезные ископаемые).
Знакомство в разных ситуациях. Рассказ о друге. Новые друзья. Мой адрес.
Моя семья. Профессия моих родителей. Семейные праздники (Новый год, 23 февраля - День защитника Отечества, 8 марта - Международный женский день, ысыах, день рождения и другие). Поздравление.
Мои школьные дела. Распорядок дня. Дни недели. На уроке. Учебные предметы. Занятия в кружках. В школьной библиотеке.
Общественные места: в библиотеке, в цирке, в кафе и другие. Играем вместе.
Действия человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Спорт. Вид спорта. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила дорожного движения (светофор).
Название предметов окружающего мира. Времена года (зима, весна, лето, осень). Природа Якутии. Любимое время года.
Коммуникативные умения диалогической речи: ведение с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка: диалога этикетного характера: приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, извинение, диалога - побуждения к действию: приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие (несогласие) на предложение собеседника, диалога-расспроса: запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника.
Коммуникативные умения монологической речи: создание с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций устных монологических высказываний: описание предмета, реального человека или литературного персонажа, рассказ о себе, члене семьи, друге и другие. Пересказ с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций основного содержания прочитанного текста. Соблюдение произносительной нормы родного языка при произношении изученных слов. Умение правильно отвечать на задаваемые вопросы и устно составлять не менее 4 связных предложений по изученным темам, вступать в диалог и поддерживать диалог по изученным темам. Умение вести диалог, диалог этикетного характера, диалог-расспрос, кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж, рассказывать о себе, своей семье, о друге, о животных, о своих увлечениях, воспроизводить наизусть небольшие произведения якутских писателей, произведения детского фольклора.
Понимание на слух речи учителя и других обучающихся и вербальная (невербальная) реакция на услышанное (при непосредственном общении). Восприятие и понимание на слух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (при опосредованном общении).
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает определение основной темы и главных фактов (событий) в воспринимаемом на слух тексте с использованием иллюстраций, языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Уметь слушать и понимать связные предложения и краткие тексты из 4 - 5 предложений по изученным темам.
Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает выделение из воспринимаемого на слух текста и понимание информации фактического характера с использованием иллюстраций, языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Понимать в слух речь учителя и других обучающихся по изученным темам вербально (невербально) реагирует на услышанное. Тексты для аудирования: диалог, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сказка.
Чтение вслух учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, понимание прочитанного. Тексты для чтения вслух: диалог, рассказ, сказка. Чтение про себя учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает определение основной темы и главных фактов (событий) в прочитанном тексте с использованием иллюстраций, языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает нахождение в прочитанном тексте и понимание запрашиваемой информации фактического характера с использованием иллюстраций, языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Тексты для чтения: диалог, рассказ, сказка, электронное сообщение личного характера. Уметь читать изученные учебные тексты, состоящие из не более 15 предложений на языке саха, с соблюдением правильного произношения звуков и интонирования предложений. Понимать содержание прочитанного текста. Читать вслух небольшой текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Списывание текста, выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, вставка пропущенного слова в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной (учебной) задачей. Создание подписей к картинкам, фотографиям с пояснением, что на них изображено. Заполнение анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия) в соответствии с нормами, принятыми в стране. Написание с использованием образца поздравлений с праздниками с выражением пожеланий, соотносить графический образ якутского слова с его звуковым образом, краткие ответы в письменной форме на вопросы к тексту, списывание текста, делать записи, отвечать письменно на вопросы, писать короткие сообщения, составление короткого рассказа.
98.8.6. Языковые знания и навыки.
98.8.6.1. Фонетическая сторона речи.
Алфавит языка саха. Правильное произношение букв. Нормы произношения: Звуки якутской речи. Гласные и согласные звуки. Правила артикуляции звуков. Краткие и долгие гласные. Характеристика гласных по месту по способу образования. Гармония гласных. Правила произношения гласных звуков. Дифтонги - особые гласные звуки языка саха. Характеристика их образования. Правила произношения дифтонгов.
98.8.6.2. Графика, орфография и пунктуация.
Графически корректное (полупечатное) написание букв в буквосочетаниях и словах. Правильное написание изученных слов. Правильная расстановка знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.
98.8.6.3. Лексическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса, включая лексические единицы, усвоенные на первом и втором году обучения.
98.8.6.4. Грамматическая сторона речи.
Повторение звуков и букв языка саха. Правила артикуляции звуков. Повторение алфавита. Знакомство со словами обращения.
Грамматическая конструкция: "ханнык?". Умение отвечать на вопросы "ханнык кылаас?", "ханнык оройуон?".
Знакомство со столицей Республики Саха (Якутия) - Якутском. Слушание и понимание в устной речи названий районов (улусов) республики на языке саха.
Совершенствование навыков правильного произношения звуков на примере наименований районов (улусов) республики, отработка навыков правильного произношения и интонирования наименований районов (улусов) республики на языке саха. Развитие навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы. Пересказывать по прочитанному.
Грамматическая конструкция: притяжательные формы существительных (на примере слов, обозначающих родственные связи, и местоимений) аффикс принадлежности.
Знакомство с лексическим материалом, с притяжательным именем языка саха. Развитие навыков чтения, ведения диалога по клише, составления словосочетаний и предложений с использованием слов лексического минимума в притяжательной форме.
Грамматическая конструкция: единственное и множественное число имен существительных и глаголов; спряжение глагола в настоящем времени, составление словосочетания по схеме подлежащее - имя существительное в единственном и множественном числах + сказуемое-глагол в единственном и множественном числах; составление предложений из 3 - 5 слов.
Грамматическая конструкция: умение правильно отвечать на вопросы "кого?", "что?" ("кими?", "тугу?") и составлять словосочетания и предложения.
"Тугу гынар?", "тугу гыналлар?". Спряжение глаголов по лицам в настоящем времени, составление словосочетаний и предложений по схеме подлежащее-местоимение + обстоятельство места + сказуемое-глагол в настоящем времени.
"Хайдах?", "ханнык?". Составление словосочетаний и предложений с использованием слов, обозначающих цвет и качество предмета.
Знакомство с прилагательными словами языка саха. Научиться их употреблять в речи.
Научиться отвечать на вопросы "сколько?", "сколько стоит?", "во сколько?". Составлять предложения, вести диалог, пересказывать, отработка произносительных навыков, умение по заготовке составлять словосочетания, предложения, вести диалогическую речь, читать, отвечать на вопросы, развитие памяти, мышления. Развитие навыков чтения, ведения диалога по клише, составления предложений.
Грамматическая конструкция: спряжение глаголов в настоящем времени.
Рассказывать о своем режиме дня, о пользе здорового питания и занятии спортом.
Давать советы о том, как быть здоровым, о негативном влиянии на здоровье вредных привычек.
Выучить простые алгоритмы оказания первой помощи в разных ситуациях.
Знакомство с лексическим материалом, сформирование навыков выразительного чтения, употреблять в речи глаголы.
Грамматическая конструкция: "кимниин?", "хаhан?". Умение правильно отвечать на вопрос "кимниин?" (с помощью аффикса -тыын и послеслога кытта). Составление предложений из 5 слов. Умение правильно составлять словосочетания и предложения, отвечающие на вопросы "кими?", "тугу?". Знакомство с лексическим материалом. Работа с таблицей. Развитие навыков диалогической и монологической речи, выразительного чтения.
Слушание и понимание в речи учителя и обучающихся словосочетаний, предложений и кратких текстов по теме урока.
Совершенствование навыков правильного произношения звуков на примере новых слов, умение правильно отвечать на задаваемые вопросы и составлять 2 - 3 связных предложения по теме урока; участие в диалоге по данной теме.
Смысловое чтение кратких печатных и письменных текстов на языке саха по данной теме с соблюдением правильного произношения звуков и интонирования предложений.
Формирование навыков письма на языке саха через списывание слов и предложений по теме урока.
98.8.7. Социокультурные знания и умения.
Знание и использование некоторых социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения: приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление. Знание небольших произведений детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки), персонажей детских книг, героев эпоса - олонхо. Знание названий родной страны, республики и их столиц.
98.8.8. Компенсаторные умения.
Использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту). Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов; иллюстраций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875


