90.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенкийскому) языку на уровне начального общего образования
90.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенкийскому) языку на уровне начального общего образования.
90.10.1. В результате изучения родного (эвенкийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (эвенкийского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (эвенкийского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (эвенкийского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (эвенкийского) языка).
90.10.2. В результате изучения родного (эвенкийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
90.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (эвенкийского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
90.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
90.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
90.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
90.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
90.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
90.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
90.10.3. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
произносить и различать на слух гласные звуки эвенкийского языка;
различать гласные и согласные звуки, гласные - долгие и краткие, согласные - твердые и мягкие, звонкие и глухие;
распознавать парные и непарные согласные звуки;
определять количество и последовательность звуков в слове;
правильно произносить специфические гласные и согласные звуки эвенкийского языка
,
,
, [h];
проводить слого-звуковой разбор слова;
воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;
различать звуки и буквы: буква как знак звука;
определять функции букв е, ё, ю, я;
различать буквы, употребляющиеся только в заимствованных словах (ж, з, ф, ц, ш, щ);
правильно называть буквы эвенкийского алфавита, их последовательность; использовать алфавит для упорядочения списка слов;
читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося;
соблюдать орфоэпические и интонационные нормы эвенкийского языка в устной и письменной речи;
владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;
вырабатывать связное и ритмичное написание букв;
писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;
правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфические звуки эвенкийского языка;
правильно списывать слова и предложения;
переносить слова на другую строку;
переносить слова с буквой ъ по слогам;
правильно писать и читать слова с буквой ъ;
писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
правильно писать специфические согласные буквы
,
, и долгие гласные
,
,
,
,
,
;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;
писать под диктовку предложения, небольшие тексты;
распознавать устную и письменную речь;
различать слово, предложение и текст;
правильно присоединять к слову суффиксы множественного числа;
различать слова, отвечающие на вопросы
("кто?" в единственном числе)
("кто?" во множественном числи)
("кто?") и
("кто?", "что?" в единственном числе),
("кто?", "что?" во множественном числе);
различать слова, отвечающие на вопросы
("какой?", "какая?", "какое?");
различать слова, отвечающие на вопросы
("что делает?"),
("что делают?");
вести диалоги на изученные темы;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;
распознавать диалектную лексику;
рассказывать о себе, о классе, о своей семье, о жизни в стойбище, о традиционных занятиях эвенков в течение года, о растительности и животных, о традициях и обычаях эвенков.
90.10.4. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
характеризовать по заданным параметрам гласные звуки: долгие, краткие, согласные звуки: согласный парный (непарный) по твердости (мягкости), согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
выявлять случаи употребления элементарных синонимов и антонимов;
выделять корень (простые случаи);
выделять суффикс множественного числа;
распознавать имена существительные, отвечающие на вопросы
("кто?" в единственном числе)
("кто?" во множественном числе)
("кто?") и
("кто?", "что?" в единственном числе),
("кто?", "что?" во множественном числе);
распознавать среди имен существительных собственные и нарицательные;
распознавать самостоятельные части речи: имена прилагательные, глагол, имя числительное (первый десяток), местоимение;
определять число имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов;
составлять предложения из слов, соблюдая установленный порядок слов;
определять вид предложения по цели высказывания;
применять изученные правила правописания, в том числе: правописание специфических согласных букв эвенкийского языка
,
, прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, разделительный твердый знак, перенос слов из строки в строку;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, небольшой текст;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, небольшие тексты с учетом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно;
определять тему текста и озаглавливать текст;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
находить в тексте нужную информацию;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации);
писать изложение повествовательного текста с использованием вопросов;
составлять небольшой текст-описание по картине;
рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
правильно использовать средства устного общения в разных ситуациях во время монолога и диалога;
соблюдать нормы речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения;
90.10.5. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
определять функцию разделительного твердого знака в словах;
выделять и обозначать в слове долгий гласный;
понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;
распознавать омонимы, синонимы, антонимы в речи;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
выделять корень слова, словоизменительные и словообразовательные суффиксы;
уяснить однотипное образование множественного числа у имен существительных, имен прилагательных, местоимений (имя существительное: урэ - урэ-л (гора - горы), имя прилагательное: гугда - гугда-л (высокий - высокие), местоимение:
-
(мой - мои);
изменять имена прилагательные по числам в соответствии с числом имен существительных;
различать количественные и порядковые числительные и правильно употреблять названия второго десятка и круглых десятков,
(100);
распознавать глаголы неопределенной формы, изменять глаголы по временам и числам (простые случаи);
различать значение и употребление личных, указательных, вопросительных местоимений;
использовать в устной и письменной речи именного отрицания
(нет);
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
находить главные и второстепенные члены предложения;
распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
определять однородные члены предложения;
правильно употреблять разные предложения по цели высказывания в речи;
применять изученные правила правописания, в том числе: правописание словоизменительных и словообразовательных суффиксов;
правильно списывать слова, предложения, небольшой текст;
писать под диктовку небольшой текст с учетом изученных правил правописания;
правильно использовать при письме разделительный твердый знак;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
понимать тексы разных типов, находить в тексте заданную информацию;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;
кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства родного языка;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания;
разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;
соблюдать нормы эвенкийского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзаца) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно составленному плану;
писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
правильно использовать средства устного общения в разных ситуациях во время монолога и диалога;
соблюдать нормы речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
90.10.6. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проводить фонетический разбор слова;
определять смыслоразличительную функцию долготы гласных звуков;
определять значение новых слов по контексту, по двуязычному словарю;
выделять в словарном составе эвенкийского языка русские заимствования и объяснять изменения фонетического облика в соответствии с законом построения эвенкийского слова;
определять порядок присоединения суффиксов в эвенкийском языке в именах существительных, именах прилагательных и глаголах;
различать суффиксы и их значения;
образовывать новые слова при помощи суффиксов;
определять у имен существительных, имен прилагательных, местоимений лицо, число, падеж;
правильно использовать в речи и при письме личные, указательные, вопросительные местоимения:
("я"),
("ты"),
("он", "она", "оно"),
("мы без вас"), "мит" ("мы с вами"),
("вы"),
("они"),
,
,
("кто?"),
("кто?", "что?"),
("где?"),
("сколько?"), "эр" ("этот", "эта", "это"), "эрил" ("эти"), "тар" ("тот", "та", "то"), "тарил" ("те");
определять значение порядковых и собирательных числительных;
определять и употреблять формы настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов;
определять изъявительное, повелительное наклонение глагола;
образовывать и использовать отрицательные формы глаголов изъявительного наклонения;
различать предложения, слово, словосочетание;
классифицировать предложения по эмоциональной окраске;
разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых;
применять изученные правила правописания, в том числе: падежные суффиксы имен существительных, имен прилагательных, местоимений, суффиксы глаголов;
правильно списывать небольшой текст;
писать тексты под диктовку и изложение с учетом изученных правил правописания;
находить исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;
воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;
читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания, соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки и другие);
определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданной теме;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации, формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию, использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать родной эвенкийский язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875