90.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенкийскому) языку на уровне начального общего образования

90.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (эвенкийскому) языку на уровне начального общего образования.

90.10.1. В результате изучения родного (эвенкийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (эвенкийского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (эвенкийского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (эвенкийского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (эвенкийского) языка).

90.10.2. В результате изучения родного (эвенкийского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

90.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (эвенкийского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

90.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

90.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

90.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

90.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

90.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

90.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

90.10.3. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

произносить и различать на слух гласные звуки эвенкийского языка;

различать гласные и согласные звуки, гласные - долгие и краткие, согласные - твердые и мягкие, звонкие и глухие;

выделять долгие гласные звук;

выделять долгий гласный Рисунок 3045;

распознавать парные и непарные согласные звуки;

определять количество и последовательность звуков в слове;

определять количество слогов;

правильно произносить специфические гласные и согласные звуки эвенкийского языка Рисунок 3046, Рисунок 3047, Рисунок 3048, [h];

проводить слого-звуковой разбор слова;

воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

различать звуки и буквы: буква как знак звука;

определять функции букв е, ё, ю, я;

различать буквы, употребляющиеся только в заимствованных словах (ж, з, ф, ц, ш, щ);

правильно называть буквы эвенкийского алфавита, их последовательность; использовать алфавит для упорядочения списка слов;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося;

соблюдать орфоэпические и интонационные нормы эвенкийского языка в устной и письменной речи;

владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;

вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфические звуки эвенкийского языка;

правильно списывать слова и предложения;

переносить слова на другую строку;

переносить слова с буквой ъ по слогам;

правильно писать и читать слова с буквой ъ;

писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;

правильно писать специфические согласные буквы Рисунок 3049, Рисунок 3050, и долгие гласные Рисунок 3051, Рисунок 3052, Рисунок 3053, Рисунок 3054, Рисунок 3055, Рисунок 3056;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;

правильно оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения;

писать под диктовку предложения, небольшие тексты;

распознавать устную и письменную речь;

различать слово, предложение и текст;

правильно присоединять к слову суффиксы множественного числа;

различать слова, отвечающие на вопросы Рисунок 3057 ("кто?" в единственном числе) Рисунок 3058 ("кто?" во множественном числи) Рисунок 3059 ("кто?") и Рисунок 3060 ("кто?", "что?" в единственном числе), Рисунок 3061 ("кто?", "что?" во множественном числе);

различать слова, отвечающие на вопросы Рисунок 3062 ("какой?", "какая?", "какое?");

различать слова, отвечающие на вопросы Рисунок 3063 ("что делает?"), Рисунок 3064 ("что делают?");

вести диалоги на изученные темы;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного текста;

распознавать диалектную лексику;

рассказывать о себе, о классе, о своей семье, о жизни в стойбище, о традиционных занятиях эвенков в течение года, о растительности и животных, о традициях и обычаях эвенков.

90.10.4. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

характеризовать по заданным параметрам гласные звуки: долгие, краткие, согласные звуки: согласный парный (непарный) по твердости (мягкости), согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

выявлять случаи употребления элементарных синонимов и антонимов;

находить однокоренные слова;

выделять корень (простые случаи);

выделять суффикс множественного числа;

распознавать имена существительные, отвечающие на вопросы Рисунок 3065 ("кто?" в единственном числе) Рисунок 3066 ("кто?" во множественном числе) Рисунок 3067 ("кто?") и Рисунок 3068 ("кто?", "что?" в единственном числе), Рисунок 3069 ("кто?", "что?" во множественном числе);

распознавать среди имен существительных собственные и нарицательные;

распознавать самостоятельные части речи: имена прилагательные, глагол, имя числительное (первый десяток), местоимение;

определять число имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов;

составлять предложения из слов, соблюдая установленный порядок слов;

определять вид предложения по цели высказывания;

применять изученные правила правописания, в том числе: правописание специфических согласных букв эвенкийского языка Рисунок 3070, Рисунок 3071, прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, разделительный твердый знак, перенос слов из строки в строку;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, небольшой текст;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, небольшие тексты с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно;

определять тему текста и озаглавливать текст;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

находить в тексте нужную информацию;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации);

писать изложение повествовательного текста с использованием вопросов;

составлять небольшой текст-описание по картине;

рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и другие;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

правильно использовать средства устного общения в разных ситуациях во время монолога и диалога;

соблюдать нормы речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения;

90.10.5. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

определять функцию разделительного твердого знака в словах;

выделять и обозначать в слове долгий гласный;

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;

распознавать омонимы, синонимы, антонимы в речи;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

выделять корень слова, словоизменительные и словообразовательные суффиксы;

уяснить однотипное образование множественного числа у имен существительных, имен прилагательных, местоимений (имя существительное: урэ - урэ-л (гора - горы), имя прилагательное: гугда - гугда-л (высокий - высокие), местоимение: Рисунок 3072 - Рисунок 3073 (мой - мои);

изменять имена прилагательные по числам в соответствии с числом имен существительных;

различать количественные и порядковые числительные и правильно употреблять названия второго десятка и круглых десятков, Рисунок 3074 (100);

распознавать глаголы неопределенной формы, изменять глаголы по временам и числам (простые случаи);

различать значение и употребление личных, указательных, вопросительных местоимений;

использовать в устной и письменной речи именного отрицания Рисунок 3075 (нет);

устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

находить главные и второстепенные члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

определять однородные члены предложения;

правильно употреблять разные предложения по цели высказывания в речи;

применять изученные правила правописания, в том числе: правописание словоизменительных и словообразовательных суффиксов;

правильно списывать слова, предложения, небольшой текст;

писать под диктовку небольшой текст с учетом изученных правил правописания;

правильно использовать при письме разделительный твердый знак;

находить и исправлять ошибки по изученным правилам;

понимать тексы разных типов, находить в тексте заданную информацию;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства родного языка;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания;

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

соблюдать нормы эвенкийского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

определять тему текста и основную мысль текста;

определять ключевые слова;

выявлять части текста (абзаца) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

писать подробное изложение по заданному, коллективно составленному плану;

писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

правильно использовать средства устного общения в разных ситуациях во время монолога и диалога;

соблюдать нормы речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

90.10.6. Предметные результаты изучения родного (эвенкийского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

проводить фонетический разбор слова;

определять смыслоразличительную функцию долготы гласных звуков;

определять значение новых слов по контексту, по двуязычному словарю;

выделять в словарном составе эвенкийского языка русские заимствования и объяснять изменения фонетического облика в соответствии с законом построения эвенкийского слова;

определять порядок присоединения суффиксов в эвенкийском языке в именах существительных, именах прилагательных и глаголах;

различать суффиксы и их значения;

образовывать новые слова при помощи суффиксов;

определять у имен существительных, имен прилагательных, местоимений лицо, число, падеж;

правильно использовать в речи и при письме личные, указательные, вопросительные местоимения: Рисунок 3076 ("я"), Рисунок 3077 ("ты"), Рисунок 3078 ("он", "она", "оно"), Рисунок 3079 ("мы без вас"), "мит" ("мы с вами"), Рисунок 3080 ("вы"), Рисунок 3081 ("они"), Рисунок 3082, Рисунок 3083, Рисунок 3084 ("кто?"), Рисунок 3085 ("кто?", "что?"), Рисунок 3086 ("где?"), Рисунок 3087 ("сколько?"), "эр" ("этот", "эта", "это"), "эрил" ("эти"), "тар" ("тот", "та", "то"), "тарил" ("те");

определять значение порядковых и собирательных числительных;

определять и употреблять формы настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов;

определять изъявительное, повелительное наклонение глагола;

образовывать и использовать отрицательные формы глаголов изъявительного наклонения;

распознавать послелоги;

различать предложения, слово, словосочетание;

классифицировать предложения по эмоциональной окраске;

разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых;

применять изученные правила правописания, в том числе: падежные суффиксы имен существительных, имен прилагательных, местоимений, суффиксы глаголов;

правильно списывать небольшой текст;

писать тексты под диктовку и изложение с учетом изученных правил правописания;

находить исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывания, соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки и другие);

определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданной теме;

осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации, формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию, использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать родной эвенкийский язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа.