67.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне начального общего образования

67.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне начального общего образования.

67.10.1. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (татарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (татарского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (татарского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (татарского) языка).

67.10.2. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

67.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (татарского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

67.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

67.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

67.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

67.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

67.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

67.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

67.10.3. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

понимать прочитанный текст;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;

рассказывать о себе, друзьях;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка;

владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;

писать разборчиво буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

осознавать единство звукового состава слова и его значения;

определять количество и последовательность звуков в слове;

различать звуки и буквы: буква как знак звука;

проводить слого-звуковой разбор слова;

вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

читать осознанно про себя и вслух слова, словосочетания, предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

различать гласные и согласные звуки, гласные - твердые и мягкие, согласные - звонкие и глухие;

Рисунок 1413

Рисунок 1414

употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского языка;

определять функции букв е, ё, ю, я;

определять функции букв, не обозначающих звуки (ъ, ь);

выделять в слове ударный слог и определять количество слогов;

произносить звуки и сочетания звуков в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;

правильно называть буквы татарского алфавита, их последовательность;

сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

различать слово и предложение;

использовать при письме разделительный ъ и ь;

составлять предложения из заданных форм слов;

писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;

оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения в соответствии со смыслом и интонацией предложения;

понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 10 слов;

писать под диктовку слова, предложения из 3 слов, тексты объемом не более 10 слов;

определять особенности присоединения аффиксов в татарском языке;

распознавать собственные имена существительные;

Рисунок 1415

определять значение слова по тексту;

определять интонацию предложения;

определять место в предложении слова, отвечающего на вопрос "нишли?" ("что делает?");

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

формулировать высказывание, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы татарского языка.

67.10.4. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

участвовать в диалогах-расспросах;

составлять небольшой текст повествовательного характера по серии сюжетных картинок;

рассказывать о себе, друзьях, любимых животных, каникулах;

участвовать в беседе по содержанию текста;

пересказывать прослушанный текст;

понимать на слух речь учителя и других обучающихся;

выразительно читать текст вслух, соблюдая интонацию;

списывать правильно (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 15 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания;

писать изложение;

характеризовать гласные и согласные звуки; правильно произносить их;

группировать звуки по заданным критериям;

различать специфичные звуки татарского языка;

выявлять в тексте случаи употребления синонимов и антонимов;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря;

распознавать самостоятельные части речи;

распознавать имена существительные, определять их роль в речи;

образовывать множественное число имен существительных;

употреблять в речи имена существительные во множественном числе;

выделять имена собственные и нарицательные;

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

распознавать глаголы, определять их роль в речи;

соблюдать нормы татарского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

различать образцы диалогической и монологической речи;

анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога;

владеть нормами татарского речевого этикета.

67.10.5. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить устное диалогическое и монологическое высказывания;

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

создавать небольшие устные и письменные тексты (5 - 10 предложений);

рассматривать и описывать картину в определенной последовательности;

читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале;

находить в тексте нужную информацию;

списывать правильно слова, предложения, текст объемом не более 20 слов;

писать под диктовку текст объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

использовать алфавит для упорядочения списка слов и при работе со словарями и справочниками;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

называть основные способы словообразования в татарском языке;

различать в предложении сложные слова;

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;

различать однозначные и многозначные слова;

определять синонимы, антонимы и омонимы в речи;

подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

определять слова, употребляемые в прямом и переносном значении;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

характеризовать морфемный состав слова;

распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы, определять их грамматические признаки;

изменять имена существительные по числам, падежам;

определять падеж, в котором употреблено имя существительное;

распознавать сложные имена существительные;

образовывать сравнительную степень имен прилагательных;

различать личные местоимения, использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

распознавать личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа;

склонять личные местоимения по падежам;

употреблять имена существительные с глаголами 3 лица единственного и множественного чисел;

находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

распознавать однородные подлежащие;

правильно составлять предложения;

корректировать тексты с нарушенным порядком предложений;

определять последовательность предложений в тексте;

воспроизводить текст в соответствии с предложенным заданием: подробно или выборочно;

создавать собственный текст по предложенному плану;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

67.10.6. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

составлять диалоги и монологи, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы татарского языка;

составлять описание предмета, картинки, персонажа;

владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного, интерпретации и преобразования текстов;

списывать правильно текст объемом не более 25 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 25 слов с учетом изученных правил правописания;

применять в речи закон сингармонизма;

проводить фонетический анализ слова;

распознавать русские и арабско-персидские заимствования в татарском языке;

определять лексическое значение слова;

определять словообразующие и формообразующие аффиксы;

проводить разбор слова по составу;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

образовывать степени сравнения прилагательных;

распознавать указательные и вопросительные местоимения;

определять значение и употребление в речи числительных;

распознавать количественные и порядковые числительные;

распознавать форму повелительного наклонения глагола;

определять категорию времени глагола изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее и будущее;

спрягать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени;

определять способы выражения прошедшего и будущего времени глагола;

распознавать отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени;

определять основу глагола;

различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

использовать образцы татарского речевого этикета;

понимать содержание прочитанного текста;

владеть техникой выступления перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.