129.7. Содержание обучения во 2 классе

129.7. Содержание обучения во 2 классе.

129.7.1. Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки).

Произведения малых жанров фольклора: ненецкие загадки, тематические группы ненецких загадок, меткие выражения, русские пословицы об учении и о слове, переведенные на ненецкий язык. Сказка - выражение народной мудрости, нравственная идея сказок, особенности сказок о животных (отражение образов животных в сказке), бытовые (герои, место действия, особенности построения, лексика). Событийная сторона сказок: последовательность событий в сказке. Диалог в сказке. Отражение в сказке народного быта и культуры ненецкого народа. Составление плана, части текста. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.

Рисунок 4945

129.7.2. Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе и истории, о животных, о семье, традициях и другие тематические блоки.

Круг чтения: о школе, о детях и дружбе, помощи друг другу, взаимопомощи, о маме, о семье, о нашей Родине, о малой родине, о звуках красок родной природы в тундре в разное время года (эстетическое восприятие природы, средства выразительности при описании природы, какое настроение создает), о занятиях людей в тундре, о традиционных занятиях ненецкого народа, о праздниках (Международный женский день, Новый год). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, уважение, помощь друг другу. Дружба людей и животных. Отношение человека к животным. Описание животных. Отражение семейных ценностей в произведениях: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшим, радость общения.

Главная мысль произведения, герой произведения (главный герой), его характеристика оценка поступков. Составление плана, части текста. Иллюстрации.

Рисунок 4946

Рисунок 4947

129.7.3. Литературные произведения других народов России, произведения русских писателей и поэтов, написанные на русском языке, в переводе на ненецкий язык,

Рассказы и стихотворение русских писателей и поэтов, переведенные на ненецкий язык Е. Сусой. О школе, о детях и дружбе, помощи друг другу, взаимопомощи, о маме, о семье, о нашей Родине, о исторических событиях нашей страны, о звуках и красках природы в разное время года (эстетическое восприятие природы, средства выразительности при описании природы, какое настроение создает). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, уважение, помощь друг другу. Отражение семейных ценностей в произведениях: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшим, радость общения.

Рисунок 4948

Рисунок 4949

129.7.4. Библиографическая культура (работа с детской книгой, со справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: обложка, содержание или оглавление, иллюстрации. Выбор книги на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Алфавит.

129.7.5. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности ненецкого языка: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

Ориентировка в литературных понятиях: автор (рассказчик), тема, герой произведения (речь, поступки), отношение автора к герою.

Общие представления об особенностях разных типов текста: повествование (рассказ), описание природы, рассуждение (диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм).

Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.