54.7. Содержание обучения во 2 классе

54.7. Содержание обучения во 2 классе.

54.7.1. Общие сведения о языке.

Марийский язык как явление национальной культуры, язык народа, имеющего многовековую историю и развивающегося вместе с другими народами Российской Федерации. Марийский язык как основа развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей, основной путь самореализации личности, средство приобщения к духовному богатству народа. Родной язык как основа формирования этических норм поведения обучающегося в разных жизненных ситуациях и развития его способности давать аргументированную оценку своим поступкам с позиции моральных норм.

54.7.2. Система языка.

54.7.2.1. Фонетика.

Звук и буква, их различение. Смыслоразличительная функция звуков. Различение гласных и согласных звуков (гласные - ударные и безударные, согласные - мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные). Шипящие согласные звуки. Специфичные звуки марийского языка. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Звукобуквенный анализ слов.

Функции букв е, ё, ю, я. Функции твердого знака и мягкого знака. Соотношение звукового и буквенного состава слов типа урем (улица), кольмо (лопата), в словах с е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Мягкий знак в середине и конце слова.

54.7.2.2. Графика.

Использование знания алфавита для упорядочения списка слов. Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

54.7.2.3. Орфоэпия.

Правильное произношение звуков и сочетаний звуков, соблюдение ударения в словах в соответствии с нормами марийского литературного языка. Орфоэпический словарь, нахождение информации по произношению слова.

54.7.2.4. Лексика.

Слово. Лексическое значение слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова с помощью толкового словаря или по контексту. Синонимы и антонимы (простые случаи, без употребления термина). Наблюдение за их использованием в тексте.

54.7.2.5. Морфология.

Слово, обозначающее предмет (имя существительное, ознакомление): общее значение, вопросы Рисунок 1066 ("кто?"), "мо?" ("что?"). Нахождение и употребление в речи. Число имени существительного. Изменение существительных по числам. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Отсутствие категории рода в марийском языке.

Слово, обозначающее действие (глагол, ознакомление): общее значение, вопросы "мом ышташ?" ("что делать?"), "мом ышта?" ("что делает?", "что сделает?"). Нахождение и употребление в речи. Число глагола. Связь имени существительного с глаголом.

Слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное, ознакомление): общее значение, вопросы "могай?" ("какой?"). Нахождение и употребление в речи. Связь прилагательного с существительным. Составление словосочетаний типа существительное + прилагательное.

Послелог (ознакомление). Отличие послелога от предлогов в русском языке. Использование послелогов в речи. Роль послелогов в речи. Правописание послелогов. Послелог Рисунок 1067 (из-за), управляющий существительным в дательном падеже.

Письмо под диктовку. Правописание послелогов. Послелоги как часть речи.

54.7.2.6. Синтаксис.

Предложение как единица языка. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Логическое ударение.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Схема предложений.

54.7.2.7. Орфография и пунктуация.

Использование при письме разделительных ъ и ь. Твердый знак (ъ) после буквы, обозначающей согласный звук, и перед буквами е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) в середине и в конце слова для обозначения мягкости; ь знак после звонких согласных л, н для обозначения мягкости.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

54.7.3. Развитие речи.

Практическое овладение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание).

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических правил в ситуациях общения.

Текст. Признаки текста. Части текста. Тема текста. Заголовок текста. Опорные слова. Составление текста по заданному заглавию. Подбор заглавия к тексту. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Составление устного рассказа по заданной теме и сюжетным картинкам. Составление плана текста. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.

Изложение повествовательного текста по плану.