54.7. Содержание обучения во 2 классе
54.7.1. Общие сведения о языке.
Марийский язык как явление национальной культуры, язык народа, имеющего многовековую историю и развивающегося вместе с другими народами Российской Федерации. Марийский язык как основа развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей, основной путь самореализации личности, средство приобщения к духовному богатству народа. Родной язык как основа формирования этических норм поведения обучающегося в разных жизненных ситуациях и развития его способности давать аргументированную оценку своим поступкам с позиции моральных норм.
Звук и буква, их различение. Смыслоразличительная функция звуков. Различение гласных и согласных звуков (гласные - ударные и безударные, согласные - мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные). Шипящие согласные звуки. Специфичные звуки марийского языка. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Звукобуквенный анализ слов.
Функции букв е, ё, ю, я. Функции твердого знака и мягкого знака. Соотношение звукового и буквенного состава слов типа урем (улица), кольмо (лопата), в словах с е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Мягкий знак в середине и конце слова.
Использование знания алфавита для упорядочения списка слов. Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Правильное произношение звуков и сочетаний звуков, соблюдение ударения в словах в соответствии с нормами марийского литературного языка. Орфоэпический словарь, нахождение информации по произношению слова.
Слово. Лексическое значение слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова с помощью толкового словаря или по контексту. Синонимы и антонимы (простые случаи, без употребления термина). Наблюдение за их использованием в тексте.
Слово, обозначающее предмет (имя существительное, ознакомление): общее значение, вопросы
("кто?"), "мо?" ("что?"). Нахождение и употребление в речи. Число имени существительного. Изменение существительных по числам. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Отсутствие категории рода в марийском языке.
Слово, обозначающее действие (глагол, ознакомление): общее значение, вопросы "мом ышташ?" ("что делать?"), "мом ышта?" ("что делает?", "что сделает?"). Нахождение и употребление в речи. Число глагола. Связь имени существительного с глаголом.
Слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное, ознакомление): общее значение, вопросы "могай?" ("какой?"). Нахождение и употребление в речи. Связь прилагательного с существительным. Составление словосочетаний типа существительное + прилагательное.
Послелог (ознакомление). Отличие послелога от предлогов в русском языке. Использование послелогов в речи. Роль послелогов в речи. Правописание послелогов. Послелог
(из-за), управляющий существительным в дательном падеже.
Письмо под диктовку. Правописание послелогов. Послелоги как часть речи.
Предложение как единица языка. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Логическое ударение.
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Схема предложений.
54.7.2.7. Орфография и пунктуация.
Использование при письме разделительных ъ и ь. Твердый знак (ъ) после буквы, обозначающей согласный звук, и перед буквами е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) в середине и в конце слова для обозначения мягкости; ь знак после звонких согласных л, н для обозначения мягкости.
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
Практическое овладение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание).
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических правил в ситуациях общения.
Текст. Признаки текста. Части текста. Тема текста. Заголовок текста. Опорные слова. Составление текста по заданному заглавию. Подбор заглавия к тексту. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Составление устного рассказа по заданной теме и сюжетным картинкам. Составление плана текста. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875