74.6. Содержание обучения в 1 классе

74.6. Содержание обучения в 1 классе.

74.6.1. Тематическое содержание речи.

Рисунок 1545

74.6.2. Речевые умения.

74.6.2.1. Аудирование.

Понимание на слух речи учителя и других обучающихся в процессе общения на уроке, вербальная или невербальная реакция на услышанное.

Восприятие и понимание на слух небольших учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера.

74.6.2.2. Говорение.

74.6.2.2.1. Диалогическая форма речи.

Ведение диалога этикетного характера (с использованием речевых ситуаций): приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником.

Ведение диалога-расспроса (запрос информации, ответ на запрос) в ситуациях повседневного бытового и учебного общения.

74.6.2.2.2. Монологическая форма речи.

Создание монологического устного высказывания с использованием образца, ключевых слов, вопросов или иллюстраций.

74.6.2.3. Чтение.

Чтение вслух изученных слов, словосочетаний, предложений, небольших учебных текстов, построенных на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Тексты для чтения: диалог по теме общения, сообщение личного характера.

74.6.2.4. Письмо.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв, идентичных буквам русского алфавита, опираясь на умения, приобретенные на уроках русского языка.

Овладение техникой письма специфических букв удмуртского алфавита (Рисунок 1546, Рисунок 1547, Рисунок 1548, Рисунок 1549, Рисунок 1550), буквосочетаний, слов.

Воспроизведение речевых образцов, списывание слов, предложений, вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение.

Заполнение простых формуляров (визитка, обложка тетради) с указанием личной информации о себе (имя, фамилия, возраст).

74.6.3. Языковые знания и навыки.

74.6.3.1. Графика, каллиграфия, орфография, пунктуация.

Графически корректное написание букв удмуртского алфавита в буквосочетаниях и словах.

Воспроизведение графически и каллиграфически корректно все буквы удмуртского алфавита.

Раздельное написание слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных).

Правильное написание изученных слов, словосочетаний, предложений.

Правильная расстановка знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

74.6.3.2. Фонетическая сторона речи.

Буквы удмуртского алфавита. Корректное называние букв удмуртского алфавита.

Различение на слух и произнесение всех звуков удмуртского языка, соблюдая нормы произношения (отсутствие качественной редукции гласных, специфическое произношение звуков удмуртского языка [Рисунок 1551], [Рисунок 1552], [Рисунок 1553], [з'], [с'], [Рисунок 1554], отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова, регрессивная ассимиляция согласных).

Произнесение слов с соблюдением правильного ударения (фиксированное ударение на последнем слоге слова).

Корректное произнесение повествовательных и вопросительных предложений с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. Соблюдение интонации перечисления. Сравнение интонации удмуртского и русского языков.

74.6.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 160 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в пределах тематики 1 класса.

Распознавание в устной и письменной речи заимствованных слов из русского языка (ручка, книга, алфавит и другие) с помощью языковой догадки.

74.6.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций удмуртского языка.

Основные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные (с Рисунок 1555 (нет), вопросительные (общий и специальный вопрос), побудительные (в утвердительной форме).

Простые нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения с простым глагольным сказуемым: Пияш Рисунок 1556. (Мальчик поет).

Предложения с составным именным сказуемым: Та мынам агае. (Это мой старший брат).

Предложения с составным сказуемым: Пияш Рисунок 1557 яратэ. (Мальчик любит петь).

Спряжение глаголов изъявительного наклонения мыныны (идти), улыны (жить), яратыны (любить), басьтыны (взять), ветлыны (ходить), учкыны (смотреть) в единственном числе, в настоящем времени.

Глаголы повелительного наклонения с частицей ойдо (давай) в настоящем времени в единственном числе в повелительных предложениях.

Имена существительные в именительном (ниман), родительном (возьматон), дательном (Рисунок 1558), винительном (Рисунок 1559), творительном (лэсьтон), разделительном (люкон), местном (интыян) (кытын? кытысь? кытчы?) падежах.

Притяжательные имена существительные с суффиксами -э (-е), -ы, -эд (-ед), -ыд, -эз (-ез), -ыз.

Множественное число имен существительных.

Личные местоимения мон (я), тон (ты), со (он, она, оно), притяжательные местоимения мынам (мой, моя, мое), тынад (твой, твоя, твое), солэн (его, ее), указательные местоимения со (тот, та, то), та (этот, эта, это).

Некоторые имена прилагательных в положительной степени.

Наречие отчы (туда).

Количественные числительные до 10.

Вопросительные слова кин (кто), ма (что), кинлэн (чей, у кого), маиз (что), кытын (где), кытчы (куда), Рисунок 1560 (сколько), Рисунок 1561 (какой), кызьы (как).

74.6.4. Социокультурные знания и умения.

Знание названия Удмуртской Республики, названий государственной символики России и Удмуртской Республики, названий городов, некоторых деревень и рек, знакомство с сюжетом популярной русской сказки "Колобок", со стихотворением А.К. Леонтьева "Рисунок 1562 шаере!" ("Родная сторонка!"), со стихотворением С.Я. Маршака "Светофор" в переводе на удмуртский язык, а также небольшими произведениями удмуртского и детского фольклора (стихами, считалками, песнями).

Воспроизведение наизусть рифмовок, четверостиший, считалок, чистоговорок, разучивание песен по теме общения.

Овладение элементарными формами речевого и неречевого поведения с носителями удмуртского языка в наиболее распространенных ситуациях общения.

Употребление в речи этикетных слов удмуртского языка: приветствие - Чырткем! Умой! (Здравствуй!), прощание - Рисунок 1563 лу! (До свидания!), выражение благодарности - тау (спасибо).

74.6.5. Компенсаторные умения.

Сравнение языковых явлений родного и русского языков: звуки, буквы, буквосочетания, слова, словосочетания, предложения.

Использование языковой догадки на основе сходства удмуртских и русских слов.

Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов, иллюстраций.