40.6. Содержание обучения в 1 классе

40.6. Содержание обучения в 1 классе.

40.6.1. Основное содержание программы по родному (кабардино-черкесскому) языку в 1 классе представлено учебным курсом "Обучение грамоте". Главная задача обучения кабардинской грамоте - достичь такого уровня владения устной и письменной речью, который в дальнейшем позволит обучающимся успешно изучать кабардино-черкесский язык на уровне начального общего образования.

Во 2 - 4 классах содержание представлено в виде тематических блоков. В рамках намеченных тем изучается система языка (фонетика, графика, морфемика, морфология и синтаксис), формируются навыки в области орфографии и пунктуации, осуществляется развитие речи, происходит элементарное сопоставление грамматики кабардино-черкесского языка с грамматикой русского языка.

Введением в систему языкового и литературного образования является добукварный период обучения грамоте, нацеленный на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения и письма на кабардинском языке. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого обучающегося - формированию навыка диалога, что обеспечит развитие коммуникативной компетенции.

Букварный период начинается примерно со II четверти 1 класса, когда обучающиеся уже владеют определенной речевой базой: правильно произносят звуки кабардино-черкесского языка, умеют вести диалог, а также имеют определенный словарный запас. Букварный период предусматривает изучение букв и звуков кабардино-черкесского языка, формирование навыков письма и слогового чтения. Наряду с формированием навыков чтения и письма у обучающихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется орфографическая пропедевтика. Обучение письму ведется параллельно обучению чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

Обучение грамоте завершается подведением итогов букварного периода, который предусматривает работу над словом, словосочетанием, предложением и текстом. На данном этапе идет обучение нормам построения предложений, развивается умение правильно употреблять предложения в устной и письменной речи, обеспечивается понимание содержания и структуры предложений в чужой речи.

Систематический курс языка включает сведения о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации кабардино-черкесского языка. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических, что способствует развитию языковедческой компетенции на элементарном уровне.

Содержание курса служит основой для овладения приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения и в выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

При освоении программы по родному (кабардино-черкесскому) языку целенаправленно формируются первичные навыки работы с информацией. Обучающийся учится осознанно читать и писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, также он работает с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), учится анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, создавать новые информационные объекты: сообщения, письма, мини-сочинения и другие.

Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс, помогает закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития обучающихся, формирования позитивной самооценки, умений сотрудничать со сверстниками и взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск нужной информации и систематизировать ее.

40.6.1.1. Виды речевой деятельности.

Говорение. Речь устная и письменная. Диалог. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением: диалог этикетного характера - приветствие, знакомство, прощание, поздравление, благодарность; диалог-расспрос - умение задавать вопросы: "хэт?" ("кто?"), "сыт?" ("что?"), "дапщэщ?" ("когда?"), "дэнэ деж?" ("где?"), "дэнэкIэ ("куда?"), "дапщэ?", "сыт хуэдиз?" ("сколько?"), "сыт хуэдэ?" ("какой?"); диалог - побуждение к действию - умение обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2 - 3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в кабардинском языке. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, друге, семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с использованием картинок. Объем монологического высказывания - 4 - 5 фраз. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

40.6.1.2. Аудирование. Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке, небольших сообщений, основного содержания несложных сказок. Понимание на слух информации, содержащейся в тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

40.6.1.3. Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия, количества действующих лиц). Использование двуязычного словаря учебника.

40.6.1.4. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к данному виду работы. Списывание, письмо под диктовку слов и предложений в соответствии с изученными правилами.

Написание сочинений по интересной обучающимся тематике (на основе впечатлений, сюжетных картин).

40.6.2. Обучение грамоте.

40.6.2.1. Фонетика. Звуки речи. Гласные и согласные. Гласные ударные и безударные, долгие и краткие. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Специфичные звуки кабардино-черкесского языка. Установление количества и последовательности звуков в слове. Нахождение слов с одинаковыми звуками. Слог. Деление слова на слоги. Ударение в кабардинском языке. Определение ударения и ударного слога в слове. Составление звуковых моделей слова.

40.6.2.2. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Написание букв, обозначающих специфичные звуки кабардино-черкесского языка. Алфавит кабардино-черкесского языка.

40.6.2.3. Чтение. Навык слогового чтения. Чтение целыми словами. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений, небольших текстов. Чтение с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание). Правильное чтение слов со специфичными звуками кабардино-черкесского языка.

40.6.2.4. Письмо. Овладение разборчивым печатным и рукописным начертанием прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов, предложений. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания. Усвоение функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки.

40.6.2.5. Слово, предложение, текст. Различение слова, предложения и текста. Наблюдение за значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Порядок слов в предложении. Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Этикетные слова.

40.6.2.6. Орфография. Знакомство правописанием: раздельное написание слов. Прописная буква в начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях населенных пунктов. Знаки препинания в конце предложения. Перенос слов (в том числе с буквами ъ и ь).

40.6.3. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух. Составление небольших устных и письменных текстов по впечатлениям и сюжетным картинкам. Составление небольших рассказов о себе, о друзьях, о семье и другом. Интонация утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений. Диалог.

40.6.4. Систематический курс.

40.6.4.1. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных. Различение звонких и глухих, парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. Определение характеристики звука. Деление слова на слоги. Звуко-буквенный разбор слова.

40.6.4.2. Графика. Различение звука и буквы. Использование при письме разделительных ъ и ь в заимствованных словах, роль данных знаков в образовании сложносоставных букв кабардино-черкесского языка (жь, хь, къ, къу, гъ, гъу, хъ, хъу, кхъ, кхъу). Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, Рисунок 424, ю, я, и.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка. Знание алфавита: правильное называние букв в их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.

40.6.4.3. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, требующих уточнения. Определение значения слова по контексту или в словаре. Наблюдение за использованием в речи близких и противоположных по значению слов, синонимов и антонимов. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики на уровне начального общего образования, в объеме 350 - 400 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, синонимы, антонимы, омонимы (без терминологии), реплики речевого этикета, отражающие культуру адыгского народа. Этикетные слова кабардино-черкесского языка (приветствия, благопожелания, благодарность и другие).

40.6.4.4. Предметное содержание речи.

Знакомство: с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений (имя, возраст). Приветствие, прощание, благопожелания (с использованием типичных фраз речевого этикета). Диалог.

Я и моя семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год. Народные праздники. Подарки.

Мир моих увлечений: любимые занятия, виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы. Я и мои друзья: имена, возраст, внешность, характер, увлечения.

Совместные занятия. Письмо другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, масть, размер, характер, что умеет делать. Моя школа: классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия: урок кабардино-черкесского языка. История моей школы. Виды учебных заведений.

Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната). Названия помещений, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. Охрана природы. Красная книга.

Моя республика, страна (краеведческий материал). Общие сведения: название, символика, столица. Национальные праздники и традиции кабардинцев и других народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике. Мой город (село): общественные места, места отдыха, достопримечательности.

Литературные персонажи популярных детских книг (имена героев, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на кабардинском языке (стихи, песни, сказки).

Некоторые формы кабардино-черкесского речевого и неречевого этикета в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).

40.6.5. Предметное содержание по классам, 1 класс.

40.6.5.1. Знакомство. Уи (фи) махуэ фIыуэ! (Добрый день, здравствуйте). Сэ си цIэр... (Меня зовут...). Уэ сыт уи цIэр? (Как тебя зовут?). Сыт уи цIэр? (Как тебя зовут?). Сэ си унэцIэр... (Моя фамилия...). Сыт уи унэцIэр? (Какая у тебя фамилия?). Уэ сыт уи унэцIэр? (Как твоя фамилия). Узыншэу ущыт! (Будь здоров!). Узыншэу фыщыт! (Будьте здоровы!). Мыр, мор, мыри, мори (этот, тот, тоже). Мыр... (этот...), мор... (тот...), мыри... (этот тоже...), мори... (тот тоже...). Мыр...? Мор...? Мыри...? Мори...? Хэт мыр? Хэт мор? (Кто это?). НтIэ, мыр... НтIэ, мор... (Да, это...). Хьэуэ, мыр... Хьэуэ, мор... (Нет, это...). ЦIыкIу, щIалэ цIыкIу, хъыджэбз цIыкIу (маленький, мальчик, девочка). Си гуапэщ (Мне приятно). Наша республика. Къэбэрдей-Балъкъэр, Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ, Налшык, Iуащхьэмахуэ, къалэ, къалащхьэ, къуажэ; (Кабардино-Балкария, Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик, Эльбрус, город, столица, село). Сэри, уэри (я тоже..., ты тоже...). Iуащхьэмахуэ лъапэ, Бахъсэн, Нарткъалэ, Шэджэм, Тырныауз, Прохладнэ, Майскэ (Приэльбрусье, Баксан, Нарткала, Чегем, Тырныауз, Прохладный, Майский). Нартан, Урыху, Щхьэлыкъуэ, Ислъэмей, Сэрмакъ, Лэскэн, Арщыдан (Нартан, Урух, Шалушка, Исламей, Сармаково, Лескен, Аргудан). Дзэлыкъуэкъуажэ, ин, дахэ (Золукокоаже, большой, красивый). Щыпсэун, дэсын, зэреджэр, дэ, ди (жить, проживать, название, мы, мой). Сэ... сыщопсэу (Я живу в...). Дэ... дыщопсэу (Мы живем в...). Дэнэ ущыIа? (Где ты был?). Дэнэ ущыпсэурэ? (Где ты живешь?). Сыт зэреджэр...? (Как называется...?).

40.6.5.2. Школа. Школьные принадлежности. Школ - школхэр, еджапIэ - еджапIэхэр (школа, школы). Класс - классхэр (класс - классы), доска - доскахэр (доска - доски), мел - мелхэр (мел - мелки), партэ - партэхэр (парта - парты), стIол - стIолхэр (стол - столы), шэнт - шэнтхэр (стул - стулья), еджакIуэ - еджакIуэхэр (ученик - ученики), егъэджакIуэ - егъэджакIуэхэр (учитель - учителя). Сыт мыр? (Что это? - единственное число). Сыт мыхэр? (Что это? - множественное число). Еджэн, тхэн, бжэн, псэлъэн, жыIэн (читать, писать, считать, говорить). Сыт уэ пщIэр? (Что ты делаешь?). Уэ уеджэрэ? (Ты читаешь?). Уэ утхэрэ? (Ты пишешь?). Уэ убжэрэ? (Ты считаешь?). Уэ упсалъэрэ? (Ты говоришь?). КIуэн, джэгун, тэджын, тIысын, ар (идти, играть, встать, сесть, он, она). Урок, дере, урыс, урысыбзэ урок, адыгэ, адыгэбзэ урок, балъкъэр, балъкъэрыбзэ урок, инджылыз, инджылыбзэ урок, есэп; джын (урок, русский, урок русского языка, кабардинец, урок кабардино-черкесского языка, балкарец, урок балкарского языка, англичанин, урок английского языка, математика, изучать). Зэреджэ хьэпшыпхэр, тхылъ, тхылъылъэ, къэрэндащ, къэрэндащылъэ, хьэфэтегъэкI, ручкэ, линейкэ, тетрадь, дневник, альбом (учебные принадлежности, книга, портфель, карандаш, пенал, ластик, ручка, линейка, тетрадь, дневник, альбом). Илъэс дапщэ ухъурэ? (Сколько тебе лет?). Дэнэ укIуэрэ? (Куда ты идешь?). Дэнэ ущыпсэурэ? (Где ты живешь?). Счет до 10. Сэ илъэсибл сохъу (Мне семь лет). Сэ еджапIэм сокIуэ (Я иду в школу).

40.6.5.3. Семья. Фэ, фи (вы, ваши). Унагъуэ, анэ, адэ, нанэ, дадэ, анэшхуэ, адэшхуэ, къуэ, пхъу (семья, мать, отец, бабушка, дедушка, сын, дочь). Си, ди, уи, фи (мой, наш, твой, ваш). Лэжьэн, жеин, щытын, щысын (работать, спать, стоять, сидеть). Сэ сиIэщ. Уэ уиIэ? (У меня есть - У тебя есть?). Шыпхъу, дэлъху, къуэш, сабий, сабий сад, цIыху (сестра, брат, ребенок, детский сад, человек).

40.6.5.4. Дни недели. Тхьэмахуэ махуэ, блыщхьэ, гъубж, бэрэжьей, махуэку, мэрем, щэбэт, нобэ; сыт хуэдэ? (воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, сегодня, какой?). Пщэдей, пщэдеймыщкIэ (завтра, послезавтра). Нобэ сыт хуэдэ махуэ? (Какой сегодня день?). Пщэдей сыт хуэдэ махуэ? (Какой завтра день?). ПщэдеймыщкIэ сыт хуэдэ махуэ? (Какой послезавтра день?).

40.6.6. Обучение грамоте.

Звуки и буквы кабардино-черкесского языка; графическое изображение букв; гласные и согласные буквы; звонкие и глухие согласные; слова на изученные буквы. Буквы А а, М м, Н н, Р р и их звуки. Буквы э, О о, Д д, Т т и их звуки. Буквы У у (гласный звук), З з, С с и их звуки. Буквы У у (согласный звук), Б б, П п и их звуки. Буквы И и (в середине слова), Г г, К к и их звуки. Буквы Й й, И и (в начале слова), Ы ы и их звуки. Буквы А а, М м, Н н, Р р и их звуки. Буквы В в, Л л и их звуки. Буквы Е, е (в середине слова), Ш ш, Ж ж и их звуки. Буквы Е е (в начале слова), Хх и их звуки. Буквы Я, я, Ч ч и их звуки. Буквы Щ щ. Звук [щ]. Буква I и ее звук. Буквы Къкъ. Звук [къ]. Буква Дж дж. Звук [дж]. Буквы Ф ф, ФI фI и их звуки. Буква Лъ лъ. Звук [лъ]. Буква КI кI. Звук [кI]. Буквы Ц, ц, ЦI, цI и их звуки. Буквы ПI пI. Звук [пI]. Буквы TI тI и ее звук [тI] Буква ь. Буквы Жь жь. Звук [лъ]. Буквы ЩI щI. Звук [щI]. Буквы Хь хь. Звук [хь]. Буквы ЛI лI. Звук [лI]. Буквы Ху ху. Звук [ху]. Буквы Гу гу. Звук [гу]. Буквы Ку ку. Звук [ку]. Буквы Iу Iу. Звук [Iу]. Буквы Дз дз. Звук [дз]. Буквы КIу, кIу. Звук [ку]. Буквы Гъ, гъ. Звук [гъ]. Буквы Гъу, гъу. Звук [гъу]. Буквы Къу, къу. Звук [къу]. Буквы Хъ, хъ. Звук [хъ]. Буквы Хъу хъу. Звук [хъу]. Буквы Кхъ кхъ. Звук [кхъ]. Буквы Ю, ю, Э, э, Ё, ё и их звуки.

40.6.7. Глаголы телъщ - тетщ, илъщ - итщ, дэлъщ - дэтщ (лежит на... - стоит..., лежит в... - стоит в...). Глаголы къэщтэн, къеджэн, телъхьэн, тегъэувэн, къытехын, тхьщIын (брать, читать, класть, ставить, снять, убрать, мыть). Употребление глаголов в разных временных формах.