60.7. Содержание обучения во 2 классе

60.7. Содержание обучения во 2 классе.

60.7.1. Систематический курс (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).

60.7.1.1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; различение звонкого и глухого гортанных смычных в словах; гортанные смычные звуки и буквы (знаки): [Рисунок 1321] - (Рисунок 1322) звонкий гортанный смычный, [Рисунок 1323] - (Рисунок 1324) глухой гортанный смычный; различение согласного звука [Рисунок 1325] и гласного звука [и], шипящие в заимствованных словах из русского языка [ж], [ш], [Рисунок 1326], [Рисунок 1327], обозначение при письме твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э, обозначение при письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и; функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).

Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.

Парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки.

Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; гласный долгий - краткий (ознакомление); согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Рисунок 1328

Рисунок 1329

Рисунок 1330

Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце слова, разделительный твердый знак (ъ) в основе слова как показатель твердости согласного.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

Глухой гортанный смычный звук [Рисунок 1331] - в формах множественного числа (наблюдение).

Рисунок 1332

Рисунок 1333

Рисунок 1334

Звук [х] между двумя гласными в слове (явление ассимиляции гласных звуков в основе слова, в формах слов: после [х] в середине слова следует тот же гласный, который ему предшествует (наблюдение).

Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных), деление слов с удвоенной согласной в корне.

Использование алфавита при работе с ненецко-русским и русско-ненецким словарем.

Использование справочника: грамматики ненецкого языка в таблицах.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, пунктуационные знаки (в пределах изученного).

60.7.1.2. Орфоэпия.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами ненецкого языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

60.7.1.3. Лексика.

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Работа с ненецко-русским и русско-ненецким словарем, уточнение значения слова с помощью словаря.

Группировка слов по тематическим группам (в пределах изученной тематической лексики).

Однозначные и многозначные слова (наблюдение).

60.7.1.4. Морфология.

Рисунок 1335

Рисунок 1336

Рисунок 1337

Рисунок 1338

60.7.1.5. Синтаксис.

Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова и от набора несвязанных между собой слов.

Порядок слов в ненецком предложении. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Составление простого предложения из данных вразбивку слов и форм слов. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Определение границы предложения в небольшом деформированном тексте.

60.7.1.6. Орфография и пунктуация.

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения. Перенос слов со строки на строку.

Использование словаря для определения (уточнения) написания слова.

Контроль и самоконтроль при проверке собственных или предложенных небольших текстов (в пределах изученного).

Применение правил правописания: перенос слов; прописная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек, в начале предложения; правописание безударных гласных; правописание слов со звонкими и глухими согласными; правописание слов с удвоенными согласными; правописание слов с ь и ъ знаками.

60.7.2. Общие сведения о языке, язык и культура.

Устная и письменная речь на ненецком языке.

Отражение особенностей быта, традиций, занятий ненецкого народа в лексике. Тематические группы слов, связанные с традиционными занятиями ненецкого народа. Тематические группы, обозначающие животных, птиц, растений мест проживания ненецкого народа, явлений природы Крайнего Севера.

60.7.2.1. Предметное содержание речи.

Рисунок 1339

"Мань семьяв" ("Моя семья"). Члены семьи, их имена, внешность, черты характера, занятия членов семьи, общие дела семьи. Любимая еда.

"Мань манзаин" ("Мои увлечения"). Мой день, мой режим дня, подвижные игры, каникулы. Мои любимые сказки.

"Мань нин" ("Мои друзья"). Имя, возраст, совместные занятия.

Рисунок 1340

"Мань школав" ("Моя школа"). Мой класс, моя учительница, учебные предметы, школьные принадлежности. Что я делаю на уроке.

"Рисунок 1341" ("Мир вокруг меня"). Мой дом, квартира, комната, предметы мебели. Чум, жилище, одежда, утварь. Занятия людей в тундре в разное время года. Природа тундры в разное время года. Животные и птицы Севера. Дикие и домашние животные.

"Рисунок 1342" ("Наша страна. Малая Родина"). Название, столица. Наша Родина. Малая родина. Мой родной язык (рифмовки на родном ненецком языке, детские песни на ненецком языке, сказки, загадки).

Рисунок 1343

60.7.2.2. Развитие речи, работа с текстом.

Речевые ситуации с включением слов речевого этикета. Слова, используемые при приветствии и прощании.

Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему (о маме, о тундре, о школе, о детях) по картине; Составление устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Простейшие пересказы прочитанного по предложенному плану, по условным смысловым вехам (о чем буду рассказывать, с чего начну, что скажу потом, чем закончу).

Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и небольшим текстам.