93.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (энецкому) языку на уровне начального общего образования

93.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (энецкому) языку на уровне начального общего образования.

93.10.1. В результате изучения родного (энецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (энецкого) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (энецкого) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (энецкого) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (энецкого) языка).

93.10.2. В результате изучения родного (энецкого) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

93.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (энецкого) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

93.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

93.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

93.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

93.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

93.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

93.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

93.10.3. Предметные результаты изучения родного (энецкого) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

правильно артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произношения в энецком языке, в том числе произносить и различать на слух гласные звуки энецкого языка (долгие и краткие), дифтонги, согласные звуки энецкого языка (звонкие, глухие, твердые, мягкие);

различать звуки и буквы энецкого языка (букву как знак звука);

сопоставлять слова, которые различаются одним или несколькими звуками (уза - узы, кори - коре, лоты - лота);

определять буквы в, ф, ц, употребляющиеся только в заимствованных словах;

производить звуко-буквенный анализ слов, определяя количество и последовательность звуков в слове, специфичные гласные и согласные звуки энецкого языка;

моделировать слова при помощи слоговых схем, в том числе выделять в слове ударение, ударный слог, делить слова на слоги, произносить слова по слогам, определять количество слогов;

воспринимать на слух аудиоматериал с изученными словами на энецком языке;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу, зная о возможностях прочтения одинаковых букв в энецком и русском языках;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением норм энецкого языка, правильно употребляя при письме буквы Рисунок 3212, Рисунок 3213, Рисунок 3214, Рисунок 3215 (буква, обозначающая гортанно-смычный звук), обозначающие специфичные звуки энецкого языка, буквы ь и ъ, перенос слова с буквами ъ и ь по слогам;

списывать с печатного и письменного текста слова и небольшие предложения, применяя изученные правила правописания (раздельное написание слов в предложении, прописные буквы в начале предложения и в именах собственных, знак конца предложения);

правильно называть буквы алфавита энецкого языка в верной последовательности;

вести диалог на энецком языке, отвечая на вопросы собеседника и употребляя этикетную лексику (в рамках изученного).

93.10.4. Предметные результаты изучения родного (энецкого) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

понимать на слух речь учителя и других обучающихся на энецком языке;

воспринимать небольшой текст на слух, понимать его содержание и пересказывать устно;

выразительно читать текст на энецком языке вслух, соблюдая правильную интонацию, находить в тексте слова с заданными звуком, буквой, слова, близкие и противоположные по значению (без употребления терминов);

объяснять разницу в произношении звуков Рисунок 3216, [е], [э], функции букв е, ё, ю, я, причины расхождения количества звуков и букв в словах;

с помощью учителя использовать знание алфавита энецкого языка при работе со словарями, обращаться к словарю энецкого языка, чтобы определить лексическое значение слова;

определять основные тематические группы слов энецкого языка (в том числе тематические группы, связанные с традиционными промыслами энецкого народа);

находить в предложении на энецком языке главные члены (подлежащее и сказуемое), восстанавливать порядок предложений в тексте, отличать словосочетание от предложения;

распознавать существительные (без употребления термина) среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, выделять собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, определять число существительных;

распознавать прилагательные (без употребления термина), определять их роль в речи, различать прилагательные в текстах;

различать глаголы (без употребления термина) среди других слов и в тексте, распознавать глаголы настоящего времени;

различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), устанавливать связь между словами в предложении;

строить предложения в устной и письменной формах для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

вести диалог на бытовые и учебные темы с соблюдением норм речевого этикета на энецком языке (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);

создавать небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по заданным началу и концу текста;

сопоставлять на элементарном уровне явления энецкого и русского языков.

93.10.5. Предметные результаты изучения родного (энецкого) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

определять тему и главную мысль текста, читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать к нему свое отношение, используя речевые средства энецкого языка;

объяснять особенности слова как единицы лексического уровня языка, дифференцировать слова, употребляемые в прямом и переносном значении, различать слова однозначные и многозначные, распознавать омонимы;

оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

выделять тематические группы традиционной лексики, связанной с обычаями, обрядами и национальным костюмом энецкого народа;

находить однокоренные (родственные) слова, выделять корень слова (простые случаи), различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

образовывать новые слова при помощи аффиксов, выделять основу слова, проводить морфемный разбор слова;

классифицировать слова по частям речи, определять грамматические признаки существительных;

выявлять прилагательные среди других частей речи, определять роль прилагательных в тексте-описании, находить качественные и относительные прилагательные;

распознавать личные местоимения Рисунок 3217, Рисунок 3218, Рисунок 3219 ("я", "ты", "он", "она", единственного числа), Рисунок 3220, Рисунок 3221, Рисунок 3222 ("мы", "вы", "они", двойственного числа), Рисунок 3223, Рисунок 3224, Рисунок 3225 ("мы", "вы", "они", множественного числа), оценивать уместность употребления личных местоимений в тексте;

определять особенности глагола как части речи, образовывать неопределенную форму глагола;

обосновывать знаки препинания в конце предложения, различать главные и второстепенные члены предложения (второстепенные - без деления на виды), простые и сложные предложения;

писать сочинение-описание по картине, используя заданные слова и на определенную тему;

соблюдать нормы энецкого языка в собственной устной и письменной речи.

93.10.6. Предметные результаты изучения родного (энецкого) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать про себя небольшие тексты на энецком языке и полностью понимать их содержание;

записывать слова в транскрипции (в соответствии с произношением), объяснять роль гортанного смычного звука в словах и грамматических формах;

объяснять отличия состава слова в энецком языке от состава слова в русском языке;

определять значение незнакомых слов по контексту, определять исконную и заимствованную лексику энецкого языка, определять заимствования из русского языка, правильно писать заимствованные слова;

выделять тематические группы лексики, связанной с праздниками и играми энецкого народа;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять падеж существительного, изменять существительное по падежам;

находить прилагательные среди других слов в тексте, образовывать степени сравнения прилагательных;

определять личные, вопросительные и указательные местоимения, использовать в речи личные вопросительные и указательные местоимения для устранения повторов в тексте;

определять значение и употребление в речи числительных, определять их разряды (количественные и порядковые);

образовывать формы глаголов изъявительного и повелительного наклонения, определять время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее);

выделять наречия среди других частей речи, выявлять наречия места, отвечающие на вопросы "кунын?", Рисунок 3226, "куныз?" ("где?", "куда?", "откуда?"), времени, отвечающие на вопрос Рисунок 3227 ("когда?"), образа действия, отвечающие на вопрос Рисунок 3228 ("как?");

объяснять грамматическую функцию послелогов и союзов, находить их в тексте;

проводить морфологический разбор существительного, глагола;

определять второстепенные члены предложения, различать простое предложение и сложное предложение, распознавать предложения с обращениями, находить их в тексте, ставить знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с обращениями;

выступать с небольшими сообщениями на энецком языке перед знакомой аудиторией;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;

редактировать (с помощью учителя) заданный текст на энецком языке.