102.5. Пояснительная записка

102.5. Пояснительная записка.

102.5.1. Программа по литературному чтению на родном (агульском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

102.5.2. Литературное чтение на родном (агульском) языке на уровне начального общего образования имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие обучающегося и успешность его обучения по предметам этнокультурного компонента.

102.5.3. Литературное чтение на родном (агульском) языке пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Обучающиеся учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Произведения агульских, русских поэтов, а также поэтов и писателей других дагестанских народов развивают у обучающихся умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формируют навыки доброжелательного сотрудничества.

102.5.4. Важнейшим аспектом литературного чтения на (родном) агульском языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Обучающиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения своих знаний об окружающем мире.

102.5.5. В содержании программы по литературному чтению на родном (агульском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

102.5.6. Изучение литературного чтения на родном (агульском) языке направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования обучающихся;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к культуре народов многонационального Дагестана и России;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к жизни и культуре народов многонациональной России и других стран;

ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов России; формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.

102.5.7. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (агульском) языке, - 102 часов: во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

102.5.7.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору литературного чтения на родном (агульском) языке, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 102.5.7.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)