Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

43.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (карельскому) языку (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования

43.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (карельскому) языку (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования.

43.10.1. В результате изучения родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (карельского) языка (ливвиковское наречие), являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (карельского) языка (ливвиковское наречие);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (карельского) языка (ливвиковское наречие).

43.10.2. В результате изучения родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

43.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (карельского) языка (ливвиковское наречие) с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

43.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

43.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

43.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

43.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

43.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

43.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

43.10.3. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (ливвиковское наречие). К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях неофициального общения (приветствие, выражение благодарности, извинение), используя вербальные и (или) зрительные опоры в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета (не менее 1 - 2 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-расспрос (сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 1 реплики со стороны каждого собеседника);

создавать с использованием ключевых слов, вопросов и (или) иллюстраций устные связные монологические высказывания (описание предмета, рассказ о себе) объемом не менее 2 фраз в рамках изучаемой тематики;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся и вербальную (невербальную) реакцию на услышанное (при непосредственном общении);

читать вслух учебные тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрируя понимание прочитанного;

владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

воспроизводить речевые образцы, списывать текст; выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (карельского) языка (ливвиковское наречие);

соблюдать нормы произношения: долготу и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, дифтонгов и трифтонгов, отсутствие редукции гласных, гармонию гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 100 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minul on Рисунок 647, экзистенциальное предложение: Pihal on lapsii, предикативную конструкцию: Minum nimi on Miikul;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Oletgo Рисунок 648 Leena?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительную частицу: -go;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами Ken? (Ken Рисунок 649 olet?), Mi? (Mi Рисунок 650 on?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы номинатива единственного и множественного числа: kala - kalat;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы генитива единственного числа Kenen? Min? -n: Tan'an tytti;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования ступеней согласных: Рисунок 651 (Рисунок 652), kk:k (laukku:laukas), tt:t (Рисунок 653), pp:p (reppu:repus), ss:s (kassu:kasan);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения Рисунок 654, Рисунок 655, Рисунок 656, Рисунок 657, Рисунок 658, Рисунок 659 в форме номинатива и генитива;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи указательные местоимения: Рисунок 660, tuo, se;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы спряжения глагола olla: olen, olet, Рисунок 661 on, olemmo, oletto, Рисунок 662 ollah;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 10) числительные;

владеть отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности);

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова.

43.10.4. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (ливвиковское наречие). К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

вести с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, извинение) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-расспрос (запрашивание интересующей информации; сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания объемом не менее 3 фраз в рамках изучаемой тематики с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов, вопросов (описание предмета, реального человека или литературного персонажа; рассказ о себе, члене семьи, друге и другие);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся и вербально реагировать на услышанное (при непосредственном общении);

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера (при опосредованном общении), используя зрительные опоры и языковую догадку (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 40 секунд);

читать вслух учебные тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, используя зрительные опоры и языковую догадку (объем текста для чтения - до 80 слов);

владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

воспроизводить речевые образцы, списывать текст;

выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

вставлять пропущенные буквы в слово или слова в предложение, дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

заполнять простые формуляры с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, адрес);

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками (с днем рождения, Новым годом);

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (карельского) языка (ливвиковское наречие);

соблюдать нормы произношения: долготу и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, трифтонги, гармонию гласных, деление на слоги; ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 200 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 2 класса;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minul ei ole Рисунок 663, экзистенциальное предложение: Minum perehes on muamo, tuatto, velli da Рисунок 664, предикативную конструкцию с генитивом предикатива: Se bobaine on minun;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Ongo sinul velli? Pagizetgo karjalakse?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: Рисунок 665? (Рисунок 666 Рисунок 667 Рисунок 668?), Kui? (Kuibo sinuu Рисунок 669?), Kenen? (Kenen Рисунок 670 kirjutin on?), Min Рисунок 671? (Min Рисунок 672 Рисунок 673 olet?), Kenenny? (Kenenny ruadau sinun Рисунок 674?), Рисунок 675? (Рисунок 676 Рисунок 677 Рисунок 678?), Kus? (Kus Рисунок 679 Рисунок 680?), Kes? (Рисунок 681 Рисунок 682 sai lahjan?), Mis? (Mis on luajittu Sampo?), Kunne? (Kunne menet Рисунок 683 Рисунок 684?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив с окончанием ("генитив"): Ostimmo sanakniigan; партитив объекта, выраженного вещественным существительным: Рисунок 685 ruahtuo;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы партитива единственного числа, Рисунок 686? Рисунок 687? -e, -i, -a, Рисунок 688, -o, Рисунок 689, -u, -y, -du, -dy, -tu, -ty: lehti - lehtie, kodi - kodii, sano - sanua, Рисунок 690 - Рисунок 691, peldo - pelduo, vilu - viluu, mua - muadu, mieli - mieldy, kirves - kirvesty;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы инессива единственного числа, Kes? Mis? -s: Рисунок 692 Karjalas;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы элатива единственного числа, Kes? (Рисунок 693?) Mis? (Рисунок 694?) -s (Рисунок 695): Рисунок 696 tulin Рисунок 697;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы иллатива единственного числа, Keh? Mih? -h: hieru - hieruh;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи открытый (закрытый) слог, сильную и слабую ступень чередования согласных: d:o (kodi:kois), g:v (jogi:joves), b:v (Рисунок 698);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи типы спряжения глаголов;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительную и отрицательную форму презенса глагола: Рисунок 699 - en Рисунок 700, Рисунок 701 - en Рисунок 702, menen - en mene, Рисунок 703 - en Рисунок 704;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные формы императива 2-го лица единственного числа: Ota Рисунок 705!; Tule Рисунок 706!; Рисунок 707 itke!;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов. Paista (mikse?) karjalakse. Suvaija (Рисунок 708? Рисунок 709) opastajua, n'amuu. Toivottua (Рисунок 710?) lykkyy. Рисунок 711 (Рисунок 712?) sinuu. Avvuttua (Рисунок 713 (kenel?) minuu (minul);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sinine paidu - sinizet paijat;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные числительные (до 100);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы;

использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);

использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие);

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова.

43.10.5. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (ливвиковское наречие). К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках изучаемой тематики с соблюдением принятых норм речевого этикета (не менее 4 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование (рассказ) в рамках изучаемой тематики объемом не менее 4 фраз с вербальными и (или) зрительными опорами;

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем монологического высказывания - не менее 4 фраз);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя и понимать учебные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, а также с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста (текстов) для чтения - до 130 слов);

заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия и другие;

писать с использованием образца поздравления с днем рождения, Новым годом, Рождеством с выражением пожеланий;

создавать подписи к иллюстрациям с пояснением, что на них изображено;

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (карельского) языка (ливвиковское наречие);

соблюдать нормы произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, трифтонги, гармония гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

писать без ошибок наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса, включая 200 лексических единиц, усвоенных ранее;

распознавать ксте и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: результативную конструкцию с элативом (Рисунок 714 ruan opastajannu Рисунок 715); предикативную конструкцию с номинативом множественного числа предикатива (Рисунок 716 ollah Рисунок 717); предикативную конструкцию с партитивом предикатива (Maido on kylmy);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: Mil? (Mil Рисунок 718 kalua?), Kelle? (Kelle annat Рисунок 719?), Mittuine? (Mittuine on kukku? Mittuine Рисунок 720 olet Рисунок 721 Рисунок 722? Mittuine taba sinul on?), Рисунок 723? (Рисунок 724 itket?), Konzu? (Konzu Рисунок 725 olet rodinuhes? Min vuonnu olet rodinuhes?), Рисунок 726? (Рисунок 727 lastu perehes on? Рисунок 728 vuottu sinul on?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив множественного числа (Anna minule avaimet);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные типы склонения имен на -i: Рисунок 729, sieni, kieli, lumi; на -ine: sinine, heboine; на -is, -es, -as, Рисунок 730: kaunis, kirves, kinnas; на -us, -ys: kaglus;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы партитива единственного числа: Рисунок 731? Рисунок 732? -e, -i, -a, Рисунок 733, -o, Рисунок 734, -u, -y, -du, -dy, -tu, -ty: lehti - lehtie, kodi - kodii, sano - sanua, Рисунок 735 - Рисунок 736, peldo - pelduo, vilu - viluu, mua - muadu, mieli - mieldy, kirves - kirvesty;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы адессива единственного числа: Kel? Mil? -l: Lindu istuu oksal., Рисунок 737 Рисунок 738 hyvin huogavuo; аблатива единственного числа: Kel? (Рисунок 739?) Mil? (Рисунок 740?) -l, Рисунок 741: Ottua kniigu Рисунок 742, Tuatto tuli Рисунок 743, аллатива единственного числа: Kelle? Mille? -le: Lahjoittua muamale kukkazet, Рисунок 744 murginale;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, имеющие только форму множественного числа: Рисунок 745, Рисунок 746, Рисунок 747;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных: nd:nn (lindu:linnul), lg:ll (jalgu: jallas), nn:nd (kinnas:kindahat), rd:rr (Рисунок 748), mb:mm (ommella:ombelen), ld:ll (peldo:pellol);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи относительное местоимение: joga;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи степени сравнения прилагательных: компаратив с показателем -mbi (vahnembi, nuorembi), суперлатив с показателем -in: suurin;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные формы простого претерита (имперфекта): sanoin, saimmo, Рисунок 749 tuli, rubein, Рисунок 750 oldih;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы кондиционала: Voizitgo avvuttua minuu?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление наиболее употребительных глаголов: Рисунок 751 (mih?) peittoh, Рисунок 752. Elostua (minke?) Рисунок 753. Рисунок 754 (mih?) kodih. Рисунок 755 (kunne?) Рисунок 756. Soittua (mil?) viulul. Рисунок 757 (Рисунок 758?) kinuo, televizorua. Рисунок 759 (mis?) Рисунок 760. Ostua (mis?) laukas, bazaril;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы согласования прилагательных и существительных в числе и падеже: sinine paidu - sinizet paijat - sinizes paijas;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги: al, luo, Рисунок 761, Рисунок 762;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы: ja, mutta, vai, tai, Рисунок 763, kun, jos, koska;

использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);

использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села;

использовать при формулировании собственных высказываний ключевых слов, вопросов.

43.10.6. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (ливвиковское наречие). К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета (не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-разговор по телефону с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника;

создавать устные связные монологические высказывания (описание, рассуждение; повествование (сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 4 класса (объем монологического высказывания - не менее 4 - 5 фраз);

создавать устные связные монологические высказывания по образцу; выражать свое отношение к предмету речи;

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 4 - 5 фраз;

представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления, в объеме не менее 4 - 5 фраз;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста (текстов) для чтения - до 160 слов);

прогнозировать содержание текста на основе заголовка;

читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы и другие) и понимать представленную в них информацию;

заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия и другие;

писать с использованием образца поздравления с днем рождения, Новым годом, Рождеством с выражением пожеланий;

писать с использованием образца электронное сообщение личного характера (объем сообщения - до 50 слов);

читать новые слова согласно основным правилам чтения;

различать на слух и правильно произносить слова и фразы (предложения) с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

правильно писать изученные слова;

правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 350 лексических единиц, освоенных в предшествующие годы обучения;

распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования: аффиксации, словосложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: предложения с семантикой состояния: Minul on Рисунок 764 Рисунок 765, Olen Рисунок 766, конструкцию долженствования: Рисунок 767 - Minul Рисунок 768 Рисунок 769 Рисунок 770;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: Рисунок 771? (Рисунок 772 maksau Рисунок 773 sanakniigu?), Mil aigua? (Mil aigua alletah urokat?), Mi? (Mibo Рисунок 774 Рисунок 775 on?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи альтернативный вопрос, союз vai: Tuletgo Рисунок 776 vai huomei?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные типы склонения именных частей речи: на -in: avain, на -zi: vuozi; на -os: kerros; на -ut, -yt: lyhyt;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные, прилагательные, местоимения в транслативе, Kenekse? Mikse? -kse: Paista karjalakse, Рисунок 777 Рисунок 778, комитативе, Kenenke? Minke?: Huomei vellenke Рисунок 779 ad'voih;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных: сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами: poigani, poigas, poigah и слова с обратным чередованием: late - lattiet, arvata - arbuan, глаголы с чередованиями согласных в основе слова: kuunnella - muamo kuundelou lapsii, suvaija - Рисунок 780;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи наиболее употребительные формы перфекта (Oletgo Рисунок 781 Petroskoih?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи модальные глаголы: voija, suaja, Suaugo Рисунок 782?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы III инфинитива: Rubiemmo ruadamah; Рисунок 783 Рисунок 784 Рисунок 785;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов. Vastata (Рисунок 786?) Рисунок 787. Рисунок 788 (minke?) Рисунок 789;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI); словосочетания с количественными числительными (числительное и существительное в партитиве единственного числа): 3 poigua; формы инессива единственного числа порядковых числительных от I до X: kolmandes, Рисунок 790, viijendes (kluasas); формы адессива единственного числа порядковых числительных от I до IV: Рисунок 791, toizel, kolmandel, Рисунок 792 (kerroksel);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные предлоги и послелоги: Рисунок 793, enne, Рисунок 794;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные союзы: kuibo, ku vai, ga ku;

владеть социокультурными элементами речевого поведенческого этикета, принятыми в карелоязычной среде, в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);

использовать в речи названия родной страны, родного города или села;

кратко представлять свою страну, свой регион на родном (карельском) языке (ливвиковское наречие) в рамках изучаемой тематики;

использовать при чтении и аудировании языковую догадку (уметь понимать значения незнакомого слова или новое значение знакомого слова из контекста);

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова, вопросы; картинки, фотографии;

прогнозировать содержание текста для чтения на основе заголовка;

игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.