81.5. Пояснительная записка

81.5. Пояснительная записка.

81.5.1. Программа по государственному (хакасскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

81.5.2. Программа по государственному (хакасскому) языку предусматривает взаимосвязанное развитие основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма, формирование элементарных коммуникативных навыков на хакасском языке, способности и готовности общаться с носителями хакасского языка в устной и письменной форме с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся.

81.5.3. Изучение государственного (хакасского) языка направлено на осознание обучающимися значимости изучения родного и других языков в современном мире, овладение умением осуществлять межличностное и межкультурное общение. В процессе овладения государственным (хакасским) языком обучающиеся получают представление о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном портрете Республики Хакасия, ее символике, культурном наследии, традициях хакасского народа, о сходстве и различиях в традициях хакасского и русского народов, об особенностях образа жизни, быта, культуры хакасов, о произведениях хакасского устного народного творчества. Обучающиеся учатся распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), представлять родной край и его культуру в форме презентаций, устных сообщений, письменных текстов.

81.5.4. Изучение государственного (хакасского) языка предполагает расширение лингвистического кругозора, получение общих представлений о строе хакасского языка и его отличиях от русского языка, формирование основ коммуникативной культуры: способности ставить и решать посильные коммуникативные задачи, использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет.

81.5.5. Материал программы по государственному (хакасскому) языку выстроен концентрически, предусматривает изучение идентичных разделов в каждом классе, повторяющиеся виды деятельности. Подобная структура обеспечивает постепенное возрастание сложности учебного материала, способствует комплексному его изучению. За счет употребления в речи и многократного повторения сходных языковых формул и конструкций (коммуникативная методика действия по аналогии, или способность к самостоятельному конструированию) у обучающихся формируются умения следовать законам языка в изменяющихся речевых ситуациях.

81.5.6. Включенность государственного (хакасского) языка в систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарной направленности: "Русский язык", "Литературное чтение".

81.5.7. В содержании программы по государственному (хакасскому) языку выделяются следующие содержательные линии: формирование умений в говорении, чтении, письме и аудировании, приобретение обучающимися знаний о лексике, фонетике и грамматике хакасского языка, об истории и культуре хакасского народа.

81.5.8. Изучение государственного (хакасского) языка направлено на достижение следующих целей:

развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме на хакасском языке;

воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.

81.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения государственного (хакасского) языка: 237 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

81.5.9.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору государственного (хакасского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 81.5.9.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)