90.6. Содержание обучения в 1 классе

90.6. Содержание обучения в 1 классе.

90.6.1. Начальным этапом изучения родного (эвенкийского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (эвенкийский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (эвенкийском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

90.6.2. Виды речевой деятельности.

Правила гигиены чтения и письма. Формулы речевого этикета в зависимости от возраста, статуса, степени знакомства с собеседником, ситуации, в которой протекает общение (обращение на вы и на ты).

Рассказы, диалоги на темы "Рисунок 2919 кэргэн" ("Моя семья"), Рисунок 2920 ("В чуме"), Рисунок 2921 ("В стойбище"), Рисунок 2922 ("В лесу"), Рисунок 2923 ("Традиции и обычаи эвенков").

90.6.3. Обучение грамоте.

90.6.3.1. Фонетика.

Гласные и согласные звуки эвенкийского языка. Гласные краткие и долгие звуки. Долгий гласный Рисунок 2924. Согласные твердые, мягкие, парные звонкие и глухие звуки. Специфические гласные и согласные звуки эвенкийского языка Рисунок 2925, Рисунок 2926, Рисунок 2927, [h]. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове.

90.6.3.2. Графика.

Различие звука и буквы: буква как знак звука. Функция букв Рисунок 2928, ё, Рисунок 2929, ю, Рисунок 2930, я, Рисунок 2931. Буква ъ. Буквы, употребляющиеся только в заимствованных словах (ж, з, ф, ц, ш, щ). Последовательность букв в эвенкийском алфавите.

90.6.3.3. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме по диктовку и при списывании.

90.6.3.4. Письмо.

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Связное и ритмичное написание букв. Письмо разборчивым, аккуратным подчерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Письмо прописных букв в начале предложения и в именах собственных.

90.6.4. Систематический курс.

90.6.4.1. Синтаксис.

Речь. Устная речь и письменная речь. Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Текст.

Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Правильное оформление предложения при письме.

90.6.4.2. Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различие. Долгота в слове. Гласные долгие и краткие. Твердые и мягкие согласные звуки, их различие. Согласный звук Рисунок 2932.

Слог. Количество слогов в слове. Долгий слог. Деление слов на слоги.

Произношение звуков и сочетаний звуков, долгота в словах в соответствии с нормами эвенкийского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

90.6.4.3. Графика, орфография.

Алфавит эвенкийского языка: правильное название букв,

их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Звук и буква. Различие звуков и букв. Обозначение при письме гласных долгих звуков буквами: Рисунок 2933, Рисунок 2934, Рисунок 2935, Рисунок 2936, Рисунок 2937, Рисунок 2938. Функция букв Рисунок 2939, ё, Рисунок 2940, ю, Рисунок 2941, я, Рисунок 2942. Правописание специфических букв эвенкийского языка Рисунок 2943.

Перенос слов, а также слов с ъ из строки в строку.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

90.6.4.4. Состав слова. Морфемика.

Особенности присоединения суффиксов множественного числа в родном (эвенкийском) языке.

90.6.4.5. Лексика.

Слова как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Усвоение и выявление диалектных слов.

90.6.4.6. Морфология.

Слова, отвечающие на вопросы Рисунок 2944 ("кто?") и Рисунок 2945 ("что?"). Слова, отвечающие на вопросы Рисунок 2946 ("какой?", "какая?", "какое?"). Слова, отвечающие на вопросы Рисунок 2947 ("что делает?"), Рисунок 2948 ("что делают?").

90.6.4.7. Орфография и пунктуация.

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов в предложении, прописная буква в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях, кличках животных), перенос слов, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

90.6.5. Развитие речи.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Работа с прослушанным текстом: ответы на вопросы по тексту, участие в беседе по содержанию текста, отработка правильного произношения.

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуация устного общения. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Чтение диалогов на темы Рисунок 2949 ("Я в школе"), Рисунок 2950 ("Я в классе"), "Рисунок 2951 кэргэнми" ("Моя семья"), Рисунок 2952 ("Я в чуме"), "Рисунок 2953 амтылви Рисунок 2954 Рисунок 2955" ("Традиционные занятия родителей в тайге"), "Рисунок 2956 Рисунок 2957 Рисунок 2958?" ("Кто живет в лесу?"), "Рисунок 2959 Рисунок 2960 балдыдяран? ("Что растет в лесу"), Рисунок 2961 оллово Рисунок 2962" ("Я ловлю рыбу"), Рисунок 2963 ("Разговор с дедушкой") и другие.