27.6. Содержание обучения в 1 классе

27.6. Содержание обучения в 1 классе.

27.6.1. Начальным этапом изучения родного (алтайского) языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета "Родной (алтайский) язык" и 1 час учебного предмета "Литературное чтение на родном (алтайском) языке"). Продолжительность учебного курса "Обучение грамоте" зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

27.6.1.2. Развитие речи, речевая деятельность.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем.

Первоначальное представление о тексте. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Предмет и называющее его слово.

Слова, отвечающие на вопросы "кем?" ("кто?") и "не?" ("что?)". Слова, обозначающие действия. Общее понятие о слове и предложении.

Учебный диалог на заданные темы и ситуации.

Составление небольших рассказов повествовательного характера из серии сюжетных картинок, собственных игр, занятий, наблюдений.

27.6.1.3. Слово и предложение.

Роль слова в общении, его функция. Правильное употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Слово и словосочетание.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка навыков интонирования. Определение количества предложений в тексте.

27.6.1.4. Фонетика.

Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности и количества звуков в слове. Характеристика звуков речи с использованием схемы.

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных. Специфические звуки алтайского языка Рисунок 11, Рисунок 12, [н'], [j].

Слог как минимальная единица произношения. Деление слов на слоги. Количество слогов в слове. Чтение слов по слогам.

27.6.1.5. Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы алтайского языка. Прописная и строчная буквы. Алфавит. Последовательность букв в алтайском алфавите.

Звуко-буквенный анализ слов.

27.6.1.6. Чтение.

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии с пунктуацией. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов. Выразительное чтение небольших прозаических текстов и стихотворений. Пересказ текста по вопросам учителя и самостоятельно. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целых слов). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

27.6.1.7. Письмо.

Обучение письму и формирование каллиграфического навыка. Знакомство с гигиеническими требованиями, которые необходимо соблюдать во время письма. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо слов и предложений под диктовку. Приемы и последовательность правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

27.6.1.8. Орфография и пунктуация.

Раздельное написание слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных, названия улиц, сел и городов); правописание букв "я", "ю", "е", "е" в заимствованных словах; правописание слов с буквами "ф", "х", "ц", "щ"; перенос слов по слогам; знаки препинания в конце предложения.

27.6.2. Систематический курс.

27.6.2.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

27.6.2.2. Фонетика.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Специфические звуки алтайского языка. Слог. Количество слогов в слове. Деление слов на слоги.

27.6.2.3. Графика.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Специфические буквы алтайского языка.

Буквы "е", "Рисунок 13", "ю", "я", употребляемые только в заимствованных словах. Прописная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.

Алтайский алфавит: название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

27.6.2.4. Орфоэпия.

Произношение звуков: Рисунок 14, Рисунок 15, [н'], [j]. Произношение слов с беглыми гласными.

27.6.2.5. Лексика.

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

Синонимы и антонимы (общее представление).

27.6.2.6. Синтаксис.

Словосочетание (ознакомление). Предложение как единица языка (ознакомление).

Порядок слов в предложении. Правила написания предложения. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Схема предложения. Чтение схемы предложения. Соотнесение предложения и его схемы. Составление предложений по схеме и с заданными словами.

Текст. Признаки текста. Тема текста, заголовок текста.

27.6.2.7. Орфография и пунктуация.

Раздельное написание слов в предложении; прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; правописание букв "я", "ю", "е", "е" в заимствованных словах; правописание слов с буквами "ф", "х", "ц", "ь", "ъ"; перенос слов; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

27.6.3. Развитие речи

Речь как основная форма общения между людьми. Речь устная и письменная: основные отличия. Слово как единица речи. Роль слова в речи. Предложение и текст как единицы речи (ознакомление). Заголовок текста. Составление собственного текста.

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).