Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

117.5. Пояснительная записка

117.5. Пояснительная записка.

117.5.1. Программа по литературному чтению на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие) на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

117.5.2. Литературное чтение на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие)" направлен на формирование у обучающихся первоначальных знаний о карельской литературе, интереса к чтению, культуры восприятия художественного текста, воспитание нравственности, любви к родному краю и государству через осознание своей национальной принадлежности. Социализации личности, ее речевому и духовному развитию способствуют также связи учебного предмета "Литературное чтение на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие)" с учебным предметом "Родной (карельский) язык (собственно карельское наречие)" и другими предметами гуманитарного цикла.

117.5.3. В 1 классе изучение учебных предметов "Литературное чтение на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие)" и "Родной (карельский) язык (собственно карельское наречие)" проходит в рамках устного вводного курса, который предполагает обучение таким видам речевой деятельности, как аудирование и говорение. На данном этапе обучающиеся воспринимают на слух произведения родной литературы, уровню их физической, психологической и учебной готовности, повторяют короткие тексты вслед за учителем, заучивают их наизусть, воспроизводят с использованием наглядных опор, иллюстрируют. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся воспроизводят заученные наизусть тексты, участвуя в инсценировках, мини-спектаклях, конкурсах художественной самодеятельности.

117.5.4. Во 2 классе обучающиеся учатся читать по слогам, далее, в рамках основного курса, происходит постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенно увеличивается скорость чтения. Круг чтения второклассника: считалки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, короткие стихотворения, несложные по форме и содержанию поэтические и прозаические произведения небольшого объема. Обучающиеся осваивают основы письма на родном языке, у них формируется готовность создавать короткие тексты, в том числе при выполнении творческих заданий по литературному чтению.

117.5.5. В 3 - 4 классах содержание курса "Литературное чтение на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие)" реализуется в полном объеме по всем видам речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. В круг детского чтения входят художественные, учебные и научно-популярные тексты.

117.5.6. В содержании программы по литературному чтению на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие) выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

117.5.7. Изучение литературного чтения на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие) направлено на достижение следующих целей:

приобщение обучающихся к чтению на родном языке, к восприятию и осмыслению учебных и художественных текстов, к духовно-нравственным ценностям национальной культуры;

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей;

осознание ценности художественных текстов на родном коми языке как образцов правильной речи, источников пополнения актуального и потенциального словарного запаса;

формирование необходимого для продолжения образования уровня читательской грамотности, общего речевого развития на основе самостоятельной читательской деятельности обучающихся;

формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения или исходя из поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.

117.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие), - 135 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).