62.5. Пояснительная записка

62.5. Пояснительная записка.

62.5.1. Программа по родному (ногайскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

62.5.2. Изучение родного (ногайского) языка играет важную роль в реализации основных целевых установок начального общего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся.

62.5.3. Содержание программы по родному (ногайскому) языку направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

62.5.4. Изучение родного (ногайского) языка на уровне начального общего образования способствует приобщению к культурно-историческому опыту своего народа.

Содержание программы по родному (ногайскому) языку является основой для овладения обучающимися приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что способствует интеллектуальному и речевому развитию обучающихся. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

62.5.5. Программа по родному (ногайскому) языку предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Основой грамотного, безошибочного письма является сформированность следующих умений: различать части речи и значимые части слова, находить орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по заданному правилу, осуществлять орфографический самоконтроль.

В ходе освоения программы по родному (ногайскому) языку происходит целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией; формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями. Обучающиеся работают с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), учатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, письма, небольшие сочинения).

Содержание программы по родному (ногайскому) языку предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития обучающихся, формирования позитивной самооценки, умений сотрудничать со сверстниками и взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск информации и систематизировать нужную информацию.

62.5.6. Начальным этапом изучения родного ногайского языка в 1 классе является учебный курс "Обучение грамоте". Основная задача обучения ногайской грамоте - достичь такого уровня владения устной и письменной речью, который в дальнейшем позволит обучающимся приступить к успешному изучению ногайского языка в 1 - 4 классах. Обучающиеся овладевают способом обозначения звуков буквами ногайского алфавита, умениями правильно писать и читать на родном языке.

Наряду с формированием навыков чтения и письма у обучающихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

Значимое место отводится изучению тем "Предложение и словосочетание", "Текст", что призвано обеспечить формирование и развитие коммуникативных способностей обучающихся. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение нормам построения предложений, развитие умений правильно употреблять предложения в собственной устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. Работа над текстом подразумевает комплексную работу над его структурой, что предусматривает выработку речевых умений и овладение речеведческими знаниями, а также служит основой для обучения созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), для соблюдения норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли).

62.5.7. Программа по родному (ногайскому) языку предусматривает формирование у обучающихся представлений о лексике ногайского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства родного языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбирать лексические средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас, являющийся показателем интеллектуального и речевого развития личности. Важная роль также отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических.

62.5.8. В содержании программы по родному (ногайскому) языку выделяются три содержательные линии: "Общие сведения о языке. Язык и культура", "Систематический курс", "Развитие речи". Данные содержательные линии тесно взаимосвязаны, они определяют предмет обучения и его структуру.

62.5.9. Изучение родного (ногайского) языка направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся первоначальных представлений о своеобразии родного языка, национальных традициях, культуре своего народа;

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному (ногайскому) языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

формирование и развитие умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения на родном языке;

развитие познавательного интереса к родному (ногайскому) языку, стремления совершенствовать свою речь;

формирование способности воспринимать на слух устные высказывания учителя (других обучающихся);

развитие умений правильно читать и грамотно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

формирование первоначальных представлений о системе и структуре родного языка (лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе).

62.5.10. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (ногайского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (23 недели - 2 часа в неделю и 10 недель - 1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

(пп. 62.5.10 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

62.5.10.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (ногайского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 62.5.10.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)